Опубликовано 15.04.2016г.
Автор: Тухватулина Людмила Александровна,
Воспитатель МБДОУ№ 16
г. Новочеркасск
Паспорт проекта:
Вид проекта – информационно- творческий; по участникам –групповой;
по длительности-краткосрочный.
Подготовила воспитатель: Тухватулина Л.А.
Участники проекта: дети 3,5 лет, их родители, воспитатель.
Срок реализации: 2 недели.
Программа проекта.
Актуальность: Космос пробуждает интерес в каждом человеке. Люди с большим интересом наблюдают за звёздным небом, луной и т.д. Во вселенной скрыто много интересного, таинственного. Данный проект позволит обогатить знания детей о звездах, планетах солнечной системы, сформирует познавательную активность.
Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, устройстве солнечной системы, освоении космоса людьми.
Задачи:
Обучающие:
· Расширить и углубить знания детей о космосе, о празднике День космонавтики;
· Познакомить детей с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
- Развивающие:
· Развивать познавательную и творческую активность;
- Воспитательные
· Воспитывать патриотические чувства.
- · Прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике.
Предполагаемый результат.
У детей в процессе проекта расширены и углублены знания о космосе. Сформирован стойкий интерес к освоению человеком космического пространства, представление о законах солнечной системы, о движении планет. Получены знания о первом космонавте. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности. У родителей повышена активность в реализации проекта. Инновационность проекта заключается в использовании информационных технологий (в виде презентации). Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
Механизмы реализации цели и задач проекта: мероприятия проводятся в системе совместной организованной деятельности в виде непосредственной образовательной деятельности, познавательного чтения, подвижных, дидактических игр, викторин, самостоятельной деятельности, взаимодействия с родителями.
Этапы работы
I. Подготовительный этап.
1. Подбор методической и художественной литературы.
2. Подбор дидактических пособий и игр по теме.
3. Планирование предстоящей работы.
II. Реализация проекта.
1.Совместная творческая деятельность.
НОД: Конструирование из бумаги «Ракета»; Рисование «Ракета в космосе»; Аппликация «Солнечная система».
2.Разучивание стихотворений, загадок.
3.Организация предметно - развивающей среды.
III. Заключительный этап.
1.Выставка коллективной работы «Ракеты».
2.Проведение физкультурного развлечения с родителями «Космическое путешествие».
Этап планирования работы.
1.Познавательно- исследовательская деятельность:
Наблюдение на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной.
Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыт « Солнце – большая звезда».
Эксперимент с глобусом и лампой «День- ночь».
2.Коммуникативная деятельность:
Беседы: «Первый космонавт», «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос».
Рассматривание иллюстраций: карточки «Космос»,
«Планеты Солнечной Системы»; энциклопедия «Космическая азбука», «Путешествие в космос»; « Если очень захотеть можно в космос полететь!».
Речевые игры:
«Найди и назови пару», «Что изменилось?».
3.Игровая деятельность:
Сюжетно- ролевая игра: «Космонавты»
Пальчиковые игры: «Космонавты», «Ракета».
Дидактические игры «Что лишнее», «Звезды на небе», «Что надо взять в полет?».
4. Восприятие художественной литературы и фольклора:
Заучивание:
1.В.Степанов «Юрий Гагарин».
2..Г.Виеру «Ракета».
3.А.Хайт «По порядку ».
4.Рассказывание- Ю. Яковлев «Трое в космосе»
Русский фольклор:
Загадки: «Закручу, зажурчу, под небеса улечу (Ракета)».
«Голубое поле серебром усыпано (Звезды на небе)».
«Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены
(Звезды на небе)».
«Часто мигает, да долго не светит (Звезда)».
Сказки:
Ирис Ревю «Звездочка Алида», К. Булычев «Тайна третьей планеты».
Энциклопедия: Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются? »
5.Конструирование из различных материалов:
Конструирование из бумаги «Ракета», Из счетных палочек «Полет ракеты»
6. Изобразительная деятельность:
Лепка «Ракета».
Аппликация« Планеты Солнечной системы».
Рисование «Ракета в космосе».
7. Двигательная деятельность:
«Луна и звёзды»,«Космонавты».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный уголок:
Рассказы и сказки: В. Бороздин «Первый в космосе»,
Ю. Яковлев «Трое в космосе»,
Уголок сюжетно-ролевых игр
(космический корабль и строительный материал, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.)
Уголок познавательных игр (глобус, настольная лампа; схема Солнечной системы, карта звездного неба)
Уголок дидактических игр
(карточки с изображением планет, звезды, солнце, ракета, карточки «Космос»).
Уголок изодеятельности
(трафареты, раскраски).
Взаимодействие с семьей. Консультация «Познакомить дошкольников с космосом». Создание родителями макетов (Солнце, Луна, Сатурн, Звезды) для проведения мероприятия «Космическое путешествие».
Результат.
В процессе реализации проекта знания детей о космическом пространстве обогатились, сформировался активный словарь за счет введения новых слов на занятиях познавательного цикла, совместной деятельности, в играх, в обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности.
Можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Используемая литература.
1.Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
2.Носов Н.Н. Незнайка на Луне. – М.: Махаон, 2014.
3.Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Твоя первая энциклопедия. – М.:
Эксмо, 2012г
4.Серия карточек «Уроки для самых маленьких» КОСМОС.
Проф-Пресс, 2014г