Опубликовано 15.04.2016г.
Автор: Воспитатель: Фокина Марина Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 38 «Петушок»
Цель: расширять представление детей о воде, о её свойствах, том, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с колодцем, познакомить детей с приемом кляксографии;
Развивающие: развивать воображение детей, расширять словарный запас, вызвать интерес к экспериментально – исследовательской деятельности;
Воспитательная: научить детей понимать необходимость бережного отношения к воде, водоёмам, познакомить детей с колодцем,
Материал: запись шума воды, иллюстрации с изображением различного состояния воды; таблица «Круговорот воды в природе»; карта источников Егорьевского района; игрушка «Капелька», ведро с загадками, макет колодца, глобус.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за снегом, льдом, дождем, туманом, облаками, рассматривание иллюстраций « Водные источники», экскурсия к колодцу, беседы о родниках, расположенных поблизости, рассматривание энциклопедии
« Водные обитатели», дидактическая игра « Кто где живёт?».
Ход занятия.
В гости к детям приходит игрушка «Капелька».
Капелька: Здравствуйте, ребята, я – Капелька воды. Хотите со мной отправиться в путешествие и побольше узнать о воде?(ответы детей). Что вы знаете о воде? Какая бывает вода? (холодная, горячая, тёплая, жидкая, прозрачная, свежая, освежающая, чистая, мутная, грязная) Молодцы! А ведь я принесла воду – моих капелек – подруг (в ведре). Сейчас мы нальём её в разные сосуды (банку, стакан, блюдце). Какую форму приобрела вода? (форму сосудов). А сейчас мы нальём воду на лист бумаги, что происходит с водой? (она растекается). Значит вода – текучая. Давайте все вместе скажем «текучая». А какая форма у воды сейчас? (нет формы) У воды нет формы, значит она бесформенная. Давайте повторим это слово.
Воспитатель: Дети, а вода бывает твёрдой? Когда такое случается? (когда вода замерзает, она превращается в снег, лёд, град)
- А когда вода бывает легче воздуха? (когда вода испаряется, то превращается в пар, туман, облака) воспитатель показывает иллюстрации с изображение льда, снега, тумана, облаков. Ребята, назовите природные места, где есть вода? (родник, источник, ключ, ручей, озеро, река, болото, море, океан).
- А теперь назовите места, созданные руками человека, где есть вода? (пруд, колодец, бассейн).
Капелька: Ой, какие молодцы, очень много знаете! А сейчас давайте отдохнём.
Проводится динамическая пауза.
По дорожке мы шагаем,
(дети идут, высоко поднимая колени)
Дружно руки поднимаем.
Через лужу, ручеёк
(дети руки ставят на пояс)
Прыг-скок, прыг-скок.
(прыжки на месте)
Капелька: А кто знает, что такое колодец? (ответы детей). Колодец – узкая и глубокая яма, укреплённая срубом, для получения воды. В деревнях есть колодцы. В старину говорили, что колодец – это украшение деревни.
Воспитатель: Вспомните, ребята, нашу экскурсию к колодцу, какой он красивый. Посмотрите на эти иллюстрации, какие красивые колодцы на них изображены.
Капелька: А у вас я вижу, тоже есть колодец!
Воспитатель: Да. Срубы для колодцев в основном делали из дуба (воспитатель показывает сруб). Это ворот. Крутим его за ручку в одну сторону, ведро опускается вниз, черпает воду. Крутим в обратную – достаём воду (воспитатель повторяет всё выше сказанное). А это навес. Его делают для того, чтобы туда не попадал мусор, атмосферные осадки дождь, снег (воспитатель показывает навес). Вода в колодцах чистая, свежая. Усталый путник всегда может напиться из него.
Капелька: Совершенно верно. А вы знаете, что о колодцах существует много народных примет и поверий? Например, говорят, что из глубокого колодца даже днём можно увидеть звёзды или что в некоторых колодцах черти водятся… Но это, разумеется, сказки. А вот то, что некоторые колодцы поят людей больше сотни лет – правда. А как называют сказочного героя, который живёт в воде? (водяной).
Капелька: У всех водоёмов есть начало. Как называется то место, где начинается ручей? (родник, ключ, источник) У нас есть карта источников нашего района. (рассматривание карты, показ близлежащих источников).
- Откуда в роднике вода? (она вытекает из-под земли) Несколько ручейков, сливаясь в один, образуют реку. Послушайте, что это за шум? (включается звукозапись шума воды). Да, это шум воды, реки. Скажите, а что делает река? (течёт, бежит, журчит, шумит).
- Молодцы! Река впадает в море. В народе говорят: «Капля мала, а по капле – море». Посмотрите на глобус. Всё, что нарисовано голубым и белым цветом – это моря, океаны, ледники; голубые источники – это реки, а небольшие голубые пятна – это озёра.
- А вы около водоёмов были? Вам понравилось? (ответы детей).
- Какие животные могут жить в водоёмах? (ответы детей).
Воспитатель: Больше всего в водоёмах рыбы. Они не умеют говорить, но очень любят улыбаться, и улыбки у них разные.
(воспитатель читает стихотворение, а дети договаривают слово).
Если это рыбка – у неё улыбка.
Если это рыбочка – у неё …(улыбочка)
Если это рыба – у неё … (улыба)
Если это рыбина – у неё … (улыбина)
Если это рыбища – у неё … (улыбища)
- Вот какие улыбчивые весёлые рыбы обитают в реке! Вот и вы улыбнулись.
Капелька: Ой, какие молодцы! Я очень рада, что вы, путешествуя со мной, много рассказали о воде и её обитателях. А вы знаете, что нельзя зря лить воду из крана. Ведь вода – это природное богатство, и без неё нельзя жить. Берегите воду! Закрывайте краны, чтобы вода не текла напрасно! Нельзя загрязнять водоёмы – бросать туда мусор. Ведь там купаются люди, живут водные обитатели. Неприятно плавать в воде, где плавает мусор, на дне лежат полки и бутылки. А сейчас я позову своих волшебных помощников-подружек, цветных капелек, и вы сделаете себе волшебные картинки (дети выполняют кляксографию)
- Какие красивые узоры у вас получились!
Воспитатель: Сейчас мы прочтём стихотворение о воде.
Воспитатель. Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
1 ребёнок. В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает,
2 ребёнок. Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
3 ребёнок. На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Воспитатель. Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Капелька. Без меня вам не умыться!
Не наесться, не напиться!
Воспитатель. Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Капелька. Вы меня в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте.
Воспитатель. Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Капелька: Вам понравилось моё путешествие? (ответы детей). А мне понравилось, как Сева, Ваня, Никита отвечали на мои вопросы, много вы знаете о воде, а сейчас узнали ещё больше, хорошо поиграли со мной. После занятий вы вынете из колодца моё ведро с загадками и отгадаете их. Поиграете в игру, которую я оставляю вам («Пятый лишний») а, играя, будете обо мне вспоминать.
Литература:
Рыжова Н.А. « Я и природа»;
Николаева С.Н. « Ознакомление дошкольников с неживой природой»;
Николаева С.Н. « Юный эколог»;
Короткова Н.А.» Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»