Опубликовано 18.04.2016г.
Автор: Круликовская Татьяна Владимировна, тифлопедагог
Сидорова Лидия Трифоновна, логопед
МБДОУ ЦРР, Д/с № 11 «Подснежник», Республика САХА (Якутия),
г. Якутск
Комплексная коррекционно-логопедическая работа занимает одно из главных мест в современной системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения и речи , что имеет важное значение для компенсации последствий зрительной патологии.
Совместные занятия дифференцированы с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушением зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной ориентировки, плохо развита мелкая моторика рук, нарушена познавательная сфера. Часто не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия.
Категория наших детей по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна. Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: гиперметропия (дальнозоркость), миопия (близорукость), астигматизм, косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия.
Нарушение зрения сказывается, прежде всего, на восприятии окружающей действительности. Отмечается искажение зрительного восприятия изображений на картинках, замедленность, фрагментарность. Неточные представления об окружающем мире приводит к накоплению в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи. Звукопроизношение нарушено, фонематический анализ и синтез не развиты. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалия на фоне ограниченного словарного запаса.
Зрительные нарушения затрудняют формирование речи. В системе специальных занятий осуществляется комплексный подход к коррекции развития детей при помощи логопеда и тифлопедагога, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов, моторной деятельности, развитие высших психических функций. Тесное взаимодействие учителей-дефектологов является одним из важных условий организации коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим различные нарушения развития. С этой целью, с 2011 года в нашем детском саду проводятся совместные занятия тифлопедагога и логопеда.
В конце текущего года разрабатываем конспекты занятий по лексическим темам, которые являются обобщающими.
Составляем план, определяем цели , задачи.
Коррекционную направленность наших занятий определяют:
1) использование специальной наглядности ,крупной фронтальной до (15-20см) и дифференцированной индивидуальной ( 1-5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении;
2) выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояние зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия проводим физкультминутки и упражнения для глаз.
3) индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможности детей .В индивидуальной работе учитываем остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания ;
4) создаем условия в группе для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение учебного. материала на фоне других объектов .Размещаем материал так, чтобы он не сливался в пятно или в одну линию.
Тщательно отбираем материал по каждой теме с учетом возраста и зрительной и речевой патологии детей. Готовим пособия, демонстрационный и раздаточный материал. На своих занятиях используем игрушки, муляжи, по возможности стараемся использовать натуральные предметы и продукты, картины и картинки, ИКТ средства (музыкальное сопровождение, компьютерные игры, презентации).
Основными задачами на занятиях являются:
-развитие понимания речи
-воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений
-формирование практических навыков словообразования и словоизменения
-закрепление сенсорных эталонов
-социально-бытовая ориентировка
-развитие ориентировки в пространстве и на плоскости
-развитие мелкой и общей моторики
-развитие познавательных процессов
Так как дети у нас с нарушением зрения, они физически не выносливы, быстро утомляются. Красочные и разнообразные пособия способствуют поддержанию интереса детей, их активному участию на протяжении всего занятия. Особое внимание на занятиях уделяется подвижным играм, физминуткам, разнообразным гимнастикам для глаз. А так же смене видов деятельности и попеременное включение различных анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, тактильного.
С начала учебного года мы воспитываем у детей организационные навыки, позволяющие осуществлять коллективную деятельность. Для этого даем возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около специалиста), так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга и педагога, обеспечивая тем самым полноту восприятия. Что в свою очередь помогает добиваться большей продуктивности занятия.
Перспективный план изучения лексических тем, младший дошкольный возраст.
Месяц |
1 неделя |
2неделя |
3неделя |
4неделя |
Сентябрь |
|
|
Детский сад. Знакомство с группой |
Детский сад (КГН, правила поведения) |
Октябрь |
Осень. Сезонные изм. в природе и на участке детсада |
Овощи. |
Фрукты. |
ЗОЖ Формирование представлений о здоровом образе жизни. |
Ноябрь |
Мой дом (мебель, посуда). |
Мой родной край. |
Профессии
|
ОБЖ (элемент. правила дорож. движ.светофор, пешех.переход) |
Декабрь |
Зима. Расширен Представления о сезон. измен. в природе. |
Дикие животные
|
Домашние Животные. |
Новый год |
Январь |
|
Каникулы. |
Игрушки. |
Зимние забавы. |
Февраль |
Виды спорта |
Знакомство с военными профессиями |
День Защитника Отечества. |
ОБЖ. Дом. «Чудо-вещи» вокруг нас (электрич. приборы) |
Март |
Мамин праздник |
Знакомство с народной культурой,творчеством (масленица, народ. игрушка и т.д. |
Одежда. Обувь. |
Театр. |
Апрель |
Весна. Перелетные Птицы. |
Космос. |
Деревья, кустарники |
Комнатные цветы. |
Май |
День победы. |
Транспорт. |
Лето. Цветы. Насекомые |
ОБЖ. |
Перспективный план изучения лексических тем, старший дошкольный возраст.
Месяц |
1 неделя |
2неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Сентябрь |
|
|
До свидание лето (изменения в живой и неживой природе). |
Здравствуй, детский сад (закрепление правил поведения, имен сотрудников, знакомство с помещениями детского сада). |
Октябрь |
Осень. Сезонные изменения в природе, жизни людей. |
Овощи-огород,почва, земля, растения Фрукты-сад, деревья. кустарники. |
Дикие животные и зимующие птицы.
|
ЗОЖ Формирование представлений о здоровом образе жизни. |
Ноябрь |
Моя родина- Россия. |
Мой город. Дом. |
Профессии. |
ОБЖ. ПДД. |
Декабрь |
Зима. Расширение представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе. |
Дикие животные Севера.
|
Транспорт. (воздушный водный, наземный). |
Новый год. |
Январь |
|
Каникулы |
Домашние животные и их детеныши. |
Зимние забавы. |
Февраль |
ЗОЖ. Виды спорта. |
Знакомство с военной техникой. |
День защитника Отечества |
ОБЖ. «Чудо- вещи» вокруг нас (электрич. приборы). |
Март |
Семья. Мамин Праздник. |
Знакомство с народной культурой (традиции, нар. игрушка и т.д. |
Посуда. Мебель. |
Театр. |
Апрель
|
Весна. Перелетные птицы.
|
Космос.
|
Деревья, Кустарники.
|
Комнатные цветы.
|
Май
|
День Победы. |
Школа. |
Лето. Насекомые. Цветы. |
ОБЖ. Летний период.
|
Используемая литература:
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: “Экзамен“, 2006.
- Емельянова Н.В., Житкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. С.Пб.:«Детство ПРЕСС»- 2013.
- Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. – М.: Просвещение - 1978.
- Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. Планирование и конспекты. – М: Творческий центр «Сфера» - 2006.
- Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения. // “Дефектология“ № 6 – 2002.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Плаксиной Л.И.. – М.: «Экзамен»-2003.