Опубликовано 18.04.2016г.
Автор: Гришаева С. В.
Воспитатель,
МБДОУ комбинированного вида №65
Существует много высказываний и в пользу семейного воспитания, и в пользу дошкольных образовательных учреждений, и вы вправе принять ту или иную сторону, но… Существует непреложная истина – мать и отец являются первыми и главными воспитателями своего ребенка, его учителями. Это они формируют в детях нравственные качества, это они укрепляют их физически, это благодаря им дети развивают свои интеллектуальные способности.
И именно поэтому во все времена дошкольного образования во всех его ведущих программах всегда учитывался вопрос взаимодействия семьи и детского сада. И именно поэтому при разработке нового ФГОС одной из основных задач поставили взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Что означает это взаимодействие? В настоящее время все дошкольные учреждения активно работают в этом направлении, и ни для кого не секрет, что работа с родителями должна носить индивидуальность, должны учитываться и социальный статус семьи, и их требования к работе ДОУ.
Учитывая все эти аспекты, педагоги нашего дошкольного учреждения в своей работе заранее планируют работу с родителями на предстоящий учебный год, внося в этот план новые формы работы. Лучше начинать работу с анкетирования родителей, чтобы выявить их ожидания от работы детского сада, определить их социальный статус. Хорошо помогают и индивидуальные беседы на эту тему. Далее в соответствии с ФГОС педагоги ознакомят родителей с теми целями и задачами, которые поставлены дошкольным учреждением в воспитании и образовании обучающихся. Для этого проводятся родительские собрания общие и групповые, где происходит процесс вовлечения родителей в деятельность ДОУ, установление партнерских отношений с семьями обучающихся, объединение усилий семьи и детского сада в воспитании и обучении детей, создания атмосферы взаимопонимания.
В наш «продвинутый» век дошкольные учреждения уже не могут просто функционировать, мы придумываем все новые формы воспитания и обучения ребенка, и решать эту задачу действительно легче совместно с родителями. Для этого мы проводим такие мероприятия, как: «Круглый стол», открытые занятия для родителей, семейные спортивные встречи, конкурс семейных талантов, консультации специалистов, семейный клуб, выставки семейных рисунков, фотографий, тестирование, уголки для родителей, участие в благоустройстве группы, конкурсные программы, разнообразные проекты, папки-передвижки, день открытых дверей.
Можно использовать такие методы ,как «телефон доверия», портфолио семейного успеха, газета ДОУ. Все это даёт неоспоримые преимущества в работе с родителями, делает их открытее, возрастает настрой на совместную работу с педагогами по воспитанию и обучению своего ребенка.
Работая с родителями, воспитатели нашего детского сада повышают педагогическую культуру родителей. В библиотеке ДОУ имеется литература по разным вопросам семейного воспитания, включая журналы и статьи. Повышение педагогической культуры семьи включает в себя пропаганду литературы по педагогической тематике, поскольку задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надёжные в теоретическом отношении источники.
Конечно, не всё так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Работа с семьёй является сложной задачей как в организационном, так и психолого-педагогическом плане. Разные бывают родители, разный социальный статус семей, да и отношение к дошкольным учреждениям бывает разное. Часто родители испытывают трудности в том, что не могут найти свободное время для занятий с ребенком, или не уверены в своих возможностях. Но для того и существует теперь Федеральный Стандарт, чтобы работа педагогов была активно направлена на слияние семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Конечно, нельзя сказать, что до выхода в свет ФГОС работа с родителями велась слабо. Педагоги всегда работали с родителями, вовлекали их в жизнь и работу детского сада, но на данный момент с уверенностью можно заявить, что благодаря новой системе работы с родителями намечаются явные сдвиги. Еще недавно родители с неохотой, и мы все это помним, участвовали в работе детского сада. Теперь мы наблюдаем обратную картину. Родители стали смелее, от них исходит инициатива по проведению новых форм общения семьи и дошкольного учреждения, они стали чаще участвовать в совместных мероприятиях. Да, инициатор по-прежнему педагог, но в том и заключается роль педагога, чтобы быть вдохновителем и организатором совместной работы.
Таким образом, чем лучше налажена работа педагогического коллектива образовательного учреждения в сфере взаимодействия с семьёй, тем большую поддержку в воспитании и обучении получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любви и доверия к окружающим.