Опубликовано 18.04.2016г.
Автор: Гаврилова Ляйсан Шарипжановна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32»,
Салават, Республика Башкортостан
Не последнее место в методике развития речи занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Запоминание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Этот вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихотворения действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики, легкостью историй, оформленных в стихотворную форму; детей привлекает к себе мир звуков.
Запоминание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького ребенка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи (дикцию, дыхание) и помогает овладеть нормами произношений. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Запоминание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Дети младшего дошкольного возраста непроизвольно запоминают короткие стишки, которые слышат от родителей, воспитателей в садике или в любимых мультфильмах, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.
В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихотворений следующие: простота и четкость ритма; краткость самого стишка и отдельных строк; простота и ясность знакомых детям образов; отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 года) отличается образностью, то им легче запоминать стихотворения с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто из цикла «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С. Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.
Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе запоминания стихов. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме, и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
Кроме психовозрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников (в основном это книги, пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета) встречается метод подбора стихов по психоэмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».
Методы для запоминания:
По частям. Читать стихотворение, объяснить непонятные слова. А затем учить построчно — сначала первую строчку, затем вторую, далее — объединить первую и вторую строчки и т. д. Способ простой, но эффективный, поэтому им часто пользуются даже взрослые.
Многократное повторение. Некоторые дети быстрее запоминают стихи, если читать их вслух несколько раз подряд. В этом случае срабатывает принцип непроизвольного запоминания. Однако для больших стихотворений такой метод не подходит — лучше его использовать для стишков в 4-8 строк.
Визуальное представление. Иногда для заучивания стихов детям требуется ассоциативный ряд, представленный картинками (например, мнемотаблицы) или жестами. Читая стихотворение, необходимо нарисовать или показать образы (демонстрация и драматизация), чтобы активизировать процесс запоминания у ребенка. Привлекательность и детальность образов при этом не имеют значения — достаточно символьного представления. Преимущество метода в том, что он развивает не только память, но и образное мышление.
Ритмика. Помимо жестов, в запоминании стихов помогают танцевальные движения или хлопки в ладоши. Некоторым детям проще выучить стихотворение, если они могут уловить его ритмику. Процесс запоминания пойдет еще быстрее, если превратить его в игру.
Ограничиваться одним методом необязательно — можно комбинировать их, выбирать наиболее подходящий для каждого отдельного стихотворения. Нередко дети сами придумывают свой, авторский, способ для запоминания. И если он эффективен, то им и следует пользоваться.
Чтобы помочь ребенку с запоминанием стихов, нужно изучить не только методики, но и важные советы. Следуя им, можно выработать свою схему по заучиванию стихотворений с ребенком и сделать процесс более увлекательным:
1. Терпение. Чтобы научиться быстро запоминать стихотворения, ребенку требуется время. Не торопите его если пока не получается «одолеть» стихи. И обязательно делайте перерывы, чтобы ребенок мог отдохнуть от умственного напряжения.
2. Выбор стихотворения. Ребенка очень важно заинтересовать, поэтому следует подбирать легкие и понятные стихотворения с увлекательным сюжетом. Начинайте с детских стишков — просто читайте их в течение дня. Хорошо, если книги со стихами будут яркими, с красивыми иллюстрациями — зрительные образы способствуют запоминанию.
3. Мотивация. Если ребенок не хочет что-то делать, результата от занятий не будет. Найдите другое время для разучивания стихов, а лучше — дождитесь, когда сам ребенок будет расположен к занятию.
4. Инициатива и творческий подход. Некоторые дети и сами с удовольствием пробуют себя в роли поэтов. Естественно, авторские стихи ребенок запомнит без проблем. К тому же, такой опыт полезен для развития его творческой стороны и повышения интереса к поэзии в целом.
5. Похвала. Дети нуждаются в оценке взрослых — она придает им уверенности и мотивирует. Даже если был сделан небольшой шажок в направлении цели, нужно похвалить ребенка.
6. Поэзия по силам. Выбирать небольшие детские стишки с простыми рифмами.
7. Повторение. Многие дети запоминают стихи на один-два дня, но уже через неделю выученное произведение вспомнить не могут. Повторяйте разученные стихи время от времени, чтобы тренировать память. Можно даже проводить мини-концерты или поэтические посиделки. Самое главное необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности детей. Развивать память в детском возрасте необходимо, и запоминание стихотворений — лишь один из способов это сделать.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.
2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. - М., 1960.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
4. Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981.
5. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004.
6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008
7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей детских садов. М., 1972.
8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.