Опубликовано 19.04.2016г.
Автор: Сырыгина Лариса Васильевна
МБДОУ детский сад №17 «Улыбка»
Воспитатель
Почему я воспитатель? Ответ на этот вопрос для меня очень прост: потому что я очень люблю детей. Я многодетная мама, в моей семье трое детей. Потому у меня большой опыт воспитания детей разных возрастов.
Профессию воспитателя детского сада нельзя назвать престижной и тем более высоко оплачиваемой. Но я выбрала её сознательно и не жалею об этом, т.к. для меня воспитатель- не просто профессия, не работа, тем более не общественное положение. Это моя жизнь, весь её смысл! Это моё счастье! Ведь в детском саду никогда не бывает скучно. Мне интересно изучать своих «питомцев», постоянно размышлять о них. А они изучают меня. Когда я принимаю новую группу, естественно, очень волнуюсь: какие они, мои новые питомцы? А пытливые детские глазки устремлены на меня. Я читаю в их взгляде вопрос! «Какая ты, наша воспитательница? Добрая ли? Будет ли нам интересно с тобой?
С чего начинать? Как установить доверительные отношения с воспитанниками, взаимопонимание? Как расположить детей к себе? Как добиться, чтобы дети тебя уважали? Это очень важные вопросы. И ответ на них очень непрост. Каждый день, и каждый год, и всю жизнь я, волнуюсь, ищу и нахожу ответы на эти вопросы, работая с моими «питомцами».
Каждая мать счастлива от того, что вновь и вновь проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось многократно переживать этот чудесный период не с одним, а с многими детьми. И все они мои, любимые, каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца! Для меня каждый ребёнок не повторим, уникален, каждый ребёнок особенный. И к каждому я должна обязательно найти свой «золотой ключик». И какими бы разными они ни были, всем им требуется внимание, ласка, любовь и теплота души воспитателя. Установление контакта с детьми во многом зависит от того, сумеет ли педагог вызвать у детей доверие, расположение, симпатию. Поэтому я постоянно обращаюсь к себе с вопросами: «Всё ли сегодня было так, как надо? Не обойдён ли вниманием кто-то из малышей? Смогла ли я наполнить жизнь детей полезным содержанием?»
Ведь дети составляют о взрослых собственное мнение, дают оценки их поступкам. И напрасно ждать от ребёнка, что на несправедливость, сухость, в обращении с ним он ответит привязанностью и доверием – всем тем, без чего воспитание становится делом трудным, а порой невозможным. Воспитатель должен быть близким детям по духу и эмоционально отзывчивым.
В.А. Сухомлинский говорил об этом так: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняемого этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».
Человек воспитывающий детей, должен очень любить их, тогда и он, и они будут счастливы.
Я уверена, что детей надо любить такими, какие они есть: послушные и капризные, агрессивные и робкие, щедрые и эгоистичные, возбудимые и замкнутые, медлительные и общительные. К каждому я должна найти подход, опираясь на положительные качества ребёнка. Очень важно, чтобы каждый из «питомцев» был уверен в том, что я считаю его хорошим, умным, добрым, аккуратным и т.д. Я уверенна, что плохих детей нет, отдельные отрицательные их черты – результат неправильного воспитания.
Воспитатель – профессия творческая. Педагог не может работать по шаблону. Его творчество проявляется и в умении прогнозировать, какой из приёмов даст желаемый эффект, и в предвидении реакции ребёнка. Я знаю также. Что чем больше педагог знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми. Я, например, могу сделать любую куклу для кукольного спектакля, различные атрибуты для игр, могу сшить костюм для выступления на празднике, подготовить любое пособие к занятию. Я очень люблю петь, имею музыкальное образование. Это очень помогает мне в работе. Иногда с детьми мы сочиняем стихи. Вместе с музыкальным работником мы готовим весёлые праздники. В игровой форме я учу детей правилам поведения в гостях, культуре общения. Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение детям, а значит и себе.
Хороший педагог заботиться не только об условиях жизни ребёнка, но и о душевном комфорте его родителей. Лично мне, как воспитателю иногда приходилось иметь дело с родителями, излишне требовательными, капризными в силу того, что они занимали высокие посты и считали, что всюду имеют право на привилегии. Среди родителей встречались и люди, морально опущенные. Слова, поступки в отношении тех и других требуют от меня определённого уровня знаний и культуры поведения. А для этого нужно самой много читать, анализировать. Наши поступки – это результат наших взглядов, следствие широты кругозора, показатель интеллекта.
Интеллект я считаю непременным условием авторитета воспитателя, ибо убедилась, что только тогда, когда собеседник поймёт, что имеет дело с педагогом – мастером, эрудированном и всё понимающим, умеющим общаться на равных с людьми любой социальной категории, он довериться воспитателю и проявит максимум уважения к нему.
Не последнюю роль в приобретении авторитета играет доброжелательность и умение расположить к себе окружающих. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю. Без этих качеств работать с детьми невозможно. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходиться делать всё: шить, рисовать, петь, танцевать, посеять цветы и оформить участок для прогулок, выступать перед родителями и детьми на утренниках, быть актёром и режиссёром, обладать художественным вкусом, чёткой дикцией, знать правила хорошего тона, разбираться в событиях. Происходящих в социально-политической и культурной жизни страны и во в сём мире, знать медицину, гигиену, детскую литературу. Да можно ли предсказать всё, что встретиться воспитателю на его тернистом пути!
Надо ли доказывать, что воспитание – сложный, трудоёмкий и кропотливый процесс? Педагогу всегда необходимо быть в поиске путей и средств воспитания.
Это поиск подхода к ребёнку: когда быть с ним строгим или мягким, снисходительным или требовательным.
Это поиск решения в трудном случае: их может быть великое множество, и выбрать нужно единственно правильное!
Это поиск положительных, сильных черт у ребёнка, на которые можно опереться в воспитании.
Это поиск в себе самой, терпения и любви без которых невозможен контакт с детьми, невозможен процесс воспитания. Без творчества, вдохновения, любви к детям нет воспитателя.
Кем я являюсь для своих воспитанников?
Я – старший товарищ; который поговорит, посоветует, придумает что-то новое, увлекательное, удивительное.
Я – арбитр, который разберёт, по справедливости.
Я – творец детской радости, нам вместе весело и интересно.
Я – защитник, который оградит от обидчиков.
Я – мудрец. Дети считают, что я всё могу, всё знаю и умею, всему смогу научить.
Я – близкий человек, который заменит мать в её отсутствие.
Воспитатель для детей тот человек, который связывает их с удивительным многообразием окружающего, ещё ими не познанного. Он умело переводит с языка взрослых на язык детей то, с чем они соприкасаются, и тем самым делает для них недоступное доступным, непонятное осмысленным.
Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, полезно и благополучно.
Я горжусь, что причастна к становлению личности маленького человека, оказанию помощи родителям в адаптации детей к дальнейшей жизни в современном обществе. Вот поэтому я –воспитатель!
Используемая литература:
1.Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. / М.: Педагогика, 1986г.
2. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. Пособие для воспитателя детского сада./ Просвещение, 1985 - 134с.
3. Смыш В.П. Моя профессия - воспитатель детского сада/ В.П.Смыш.-М.: Просвещение, 1989.-64с.
4. Сухомлинский В.А. О воспитании. (Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик). - М.: Политиздат, 1975. - 272 с.