Опубликовано 24.04.2016г.
Автор: Андреева Светлана Сергеевна
ГБОУ «Школа № 2000» ДО здание № 6. Г.Москва
Воспитател
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе «Перелётные птицы»
Цель: Расширение и закрепление представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Задачи:
Дать сведения о видах гнёзд и их размещении.
Уточнение и расширение представлений о перелётных птицах.
Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: картины времён года, раскраски где чьё гнездо, плакат с зимующими птицами, картинки перелётных птиц-грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей, набор птиц зимующих и перелётных два плаката пустых с кормушкой и веточками дерева, карточки со словами КУКУШКА, СОЛОВЕЙ, ЛАСТОЧКА,СКВОРЕЦ
- Организационный момент.
-У нас сегодня на занятии присутствуют гости из школы, давайте поздороваемся
(приветствие воспитанников к гостям)
2. Вводная часть.
- Ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах, но вначале давайте вспомним, о каких птицах мы с вами говорили недавно?
(о зимующих)
- Вспомните, какие зимующие птицы живут у нас?
(дятел, синица, воробей, голубь и т.д)
- Ребята, а чему их называют зимующие?
(т.к они не куда не улетают и зимуют здесь)
- Я открою вам один секрет, что кроме зимующих птиц есть птицы, которые прилетают к нам с наступлением весны.
- Как вы думаете, как их называют?
(перелётными)
И тема нашего занятия «Перелётные птицы», сегодня на занятии мы с вами поговорим о перелётных птицах, таких как ласточка, кукушка, грач, скворец, соловей, сегодня вы узнаете из чего они строят себе гнёзда.
3. Основная часть.
Сейчас я вам прочитаю небольшое стихотворение, которое написал Самуил Маршак, послушайте внимательно:
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
- Как вы думаете, о каком времени года здесь говорится?
(о весне)
- Ребята, я вам предлагаю выполнить небольшое задание, из представленных времён года вам нужно найти весну.
(Воспитатель показывает несколько картинок, дети выбирают ту, на которой изображена весна)
- По каким признакам вы это определили?(проталины, половодье, почки набухают и т.д)
- Раз у нас с вами наступила весна, значит, к нам в гости летят перелетные птицы, а чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки:
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица - …грач
- Правильно, это – грач.
- Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли. - Как вы его понимаете?
(грачи первыми прилетают к нам весной) Считается, что с их появлением наступает весна.
- Посмотрите на изображение грача.
- Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного)
- Обратите внимание, какой большой у него клюв.
- Как вы думаете, чем он питается?
(питается червяками, жуками, личинками, тем самым уничтожает вредителей). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
А эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
А зовут её- …. скворец.
Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц.
- Предлагаю угадать следующую птицу:
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину…( ласточка)
- Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце.
- Она одна из птиц, которая пьёт и питается на лету?
- Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?»… (кукушка)
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей.
Какую она имеет окраску?
(пеструю окраску), длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Отгадайте, кто же к нам ещё летит в гости:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?... (соловей)
Соловей – маленькая птичка,
Какое она имеет оперение по цвету?
(коричневое оперение), маленький клюв, хвост и лапки. Как и все перелётные птицы питается ? Кто мне подскажет?...Жучками , червечками…
- Отгадали все загадки, молодцы.
Давайте встанем врассыпную, чтобы не мешать друг и проведём физкультминутку:
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут-покажем:
Крылья сложили назад.
-Предлагаю вам разобрать слова на слоги и поставить ударение. Покажите звуки в наших словах
Карточки со словами СОВА, ВОРОНА, ГРАЧ,УТКА
Полным ответом. В слове сова-2 слога, ударение падает на второй слог, первый звук с-твёрдый согласный, второй звук о-гласный, третий звук в-твёрдый согласный и четвёртый звук а-ударный гласный; в слове ворона…
Молодцы ребята-справились с заданием просто замечательно!
- А теперь я предлагаю вам составить плакаты-один с перелётными птицами, а другой с зимующими, для этого возьмите по одной картинке птицы и клей и поселите свою птицу на свой плакат.
(дети выполняют задание)
- Давайте вместе рассмотрим плакаты - правильно ли мы расселили наших зимующих и перелётных птиц?
- Хорошо справились с заданием, молодцы, вижу, что вы умеете различать перелётных птиц, от зимующих.
- Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
- Ребята, вот птицы прилетели, но некоторые из них никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем, наша задача правильно расселить птиц по своим домикам. Для этого вам необходимо соединить стрелочками птицу с её домиком.
(Скворечник, гнездо на дереве, гнездо под крышей, гнездо на верхушке дерев).
- Ребята, я предлагаю вам поменяться работами и проверить друг у друга, правильность выполнения работы.
- Вот теперь у птиц есть дома - гнёзда, скворечники, а зачем они птицам? (в гнёздах, скворечниках птицы выводят птенцов)
Итог:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня беседовали на занятии?
- О каких перелётных птицах?
- Какая первая птица прилетаем к нам весной?
- Ребята, а зачем нам нужны птицы? (ответы детей).
- Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые растения губят - жуков, гусениц.
- Что интересного вы узнали о кукушке?
- Где строит себе гнездо ласточка?
- Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Спасибо всем за работу.