Опубликовано 25.04.2016г.
Автор: Миняйло Виолетта Петровна,
музыкальный руководитель
МБДОУ №136 г.Мурманска
«Только вместе с родителями,
общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А.Сухомлинский
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века использовали музыку для лечения людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорийской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое оздоровление.
Ранний дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.
В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, психологи, педагоги, ученые, музыканты – каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребенка в первые годы жизни. Имеющиеся данные говорят о больших потенциальных возможностях ребенка, довольно часто встречаются проявления музыкальности именно в раннем возрасте. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные: убаюкивающий или радостный голос матери, звуки детских музыкальных игрушек. Ребенок выделяет из полученных впечатлений музыку и сосредоточивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Содержанием музыкального воспитания в ДОУ в первые годы жизни ребенка является приобщение его к различным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Ст.44 говорится:
ü Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
ü Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. «Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Задача детского сада
• «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
• При взаимодействии необходимо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
• создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Именно сейчас, как никогда, возрастает значимость взаимодействия с родителями, которым нужно разъяснять:
- Роль музыкального воспитания для формирования личности ребенка в дальнейшей его успешности;
- Приоритет развития творческого воображения у дошкольников, влияние этой способности на успешность человека в других видах деятельности;
- Необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми, достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.
На первых родительских собраниях в начале года разъясняю главные цели и задачи по воспитанию музыкальной культуры ребенка.
Целью моей работы по взаимодействию с семьёй является выявление особенностей организации взаимодействия детского сада и семьи и направление развития музыкальных способностей дошкольников.
Задачи моей работы:
1. Изучить и определить закономерности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
2. Выявить педагогические условия развития музыкальных способностей дошкольников.
3. Определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме развития музыкальных способностей детей.
4. Изучить особенности взаимодействие ДОУ и семьи направленные на развитие музыкальных способностей детей.
Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:
* проявление активности и инициативы со стороны родителей;
* осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.
Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений. Рекомендую родителям совместные культпоходы в кукольный театр и на концерты в театральный центр.
Объясняю родителям, как важно, чтобы в семье был благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.
Если ребенок ходит в детский сад, полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся. Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. Как можно чаще устраивать дома совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению. Также большое значение имеет пение детям колыбельных песен перед сном. Обращаю внимание также на дозированность совместного пения, разъясняя вопросы охраны певческого голоса, особенно в условиях Крайнего севера, а также пения доступных для ребенка песен.
В современных условиях особую роль играют технические средства: радио, телевидение, аудиозаписи, диски, караоке. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет в распоряжение музыкальный руководитель. Для этого рекомендую, как правильно слушать музыку с ребенком дома, как говорить о прослушанной музыке. Обращаю внимание родителей на папки-передвижки с беседами-рекомендациями «Как слушать музыку в раннем возрасте», «Какие музыкальные передачи полезны для малыша» и др.
Для развития тембрового и ритмического слуха рекомендую совместно с детьми изготовить свои музыкальные игрушки-инструменты (шуршалки-погремушки, барабанчики, тарелочки, палочки, дудочки и др.). А сколько восторга испытывает ребенок, когда в семейном импровизированном оркестре заняты все члены семьи!
Провожу консультации для родителей, знакомлю их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. В каждой группе для родителей имеются папки с музыкальным репертуаром музыкальных занятий «Пойте с нами». Рекомендую родителям вместе с детьми принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях на наших праздниках и развлечениях. В прошлом учебном году дети раннего возраста принимали участие в традиционной театральной неделе ДОУ и поставили сказку «Теремок».
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Разъясняю родителям, как важно обращать внимание малышей, прислушиваясь к собственному голосу, к интонации других голосов, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, обращать внимание на все звуки вокруг себя. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Желая подружить с музыкой малыша, родным и близким нужно помнить следующее:
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
3.Отсутствие какой-либо способности может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
4.Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Главное:
Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.