Опубликовано 06.05.2016г.
Автор: Гочияева А.М,
воспитатель МКДОУ №3 « Алёнушка»
г. Черкесск
Программное содержание: Вызвать интерес к предметам рукотворного мира. Побудить детей определять и называть свойства стекла (прозрачное, хрупкое. звонкое, водонепроницаемое), пластмассы (лёгкая, разноцветная, непрозрачная, водонепроницаемая), металла (твёрдый, холодный, прочный, тяжёлый); находить и называть предметы из этих материалов. Развивать умение классифицировать материал, из которого сделаны предметы. Развивать мышление и речь детей. Воспитывать стремление познавать окружающий мир.
Оборудование: Одежда для Хотабыча, предметы из стекла, пластмассы, металла, ёмкость с водой, предметные картинки, обручи, стол с скатертью, музыкальный центр.
Словарь: Хрупкое, водонепроницаемое
Предварительная работа: рассматривание предметов в группе, дидактические игры и упражнения.
Ход занятия:
Ведущий:
Ой, ребята, посмотрите! Странный я сосуд нашла.
Он таинственен, чудесен. Сделан весь из серебра.
Ведущий со всех сторон рассматривает сосуд. Удивляется.
Видите - он закрыт.
Значит, что-то есть внутри (трясет).
Ничего так не понять нам,
Все ж попробую взглянуть, что в сосуде скрыто..( старается открыть сосуд, , и из кувшина поднимается дым, под восточную музыку, крутясь, входит Старик Хотабыч))
ХотабычО, любезнейшие дети! Уважаемые господа!
Вы меня из заточенья, выпустили навсегда.
Благодарность и почтенье, от счастливого примите старика.
Ведущий: Простите, что-то я не пойму - Кто вы?
Хоттабыч:
Кто незнаком со стариком, который все умеет?
Кто незнаком со стариком, который всех умнее?
Конечно, всем наверняка известно имя старика
Веселый джинн Хоттабыч,
Я здесь ни разу не бывал!
Ой, куда же я попал? (оглядывается)
(Дети отвечают)
А что вы делаете здесь ? ( ответы детей) Значит вас учат разным премудростям? Я самый наимудрейший Джин на свете, я побывал в разных странах и видел много интересного. Из каждой страны привожу диковинный предмет. Мне много лет и глаза мои стали хуже видеть. И, посмотрите, в
одной стране мне подарили диковинный предмет и называется он ОЧИ, я правильно говорю? (ответы детей) О, наимудрейшие, спасибо, что вы исправили меня. И теперь, когда я их надеваю, я хорошо вижу. А знаете, из чего они сделаны? (ответ) О.! Мой дедушка мне рассказывал, что предметы из стекла были в диковинку
Проведение опытов:
Опыты со стеклом
А что это за диво такое ? (достает стакан) (Дети отвечают)
Дох- тиби –дох (2раза) О! А что вы в нем видите?
Дети: разноцветные камушки)
ХоттабычА почему их видно?
Дети: Стекло прозрачное
Хоттабыч: Дох- тиби –дох ( наливает воду) А почему вода не выливается из стакана? Какое стекло?
Дети: Стекло водонепроницаемое
Хоттабыч: ( стучит по стакану) Что делает стекло?
Дети: Звенит
Хоттабыч: Значит какое оно?
Дети Звонкое
Хоттабыч : А если я сильно ударю по нему, что произойдет?
Дети: Разобьется
Хоттабыч : А почему?
Дети Хрупкое
Хоттабыч: О наимудрейшие, повторите мне старику, какое же стекло
(Дети перечисляют все свойства) А сейчас, где используется стекло?
Дети: окна, посуда, т д.)
Опыты с металлом
Ещё один диковинный предмет ( достает поднос)Только богатый дом мог похвастаться таким диковинным предметом. А что это?
Дети : поднос
Хоттабыч: Из чего он сделан?
Дети : Из металла
Хотабыч: Хотите его подержать в руках? ( предлагает детям взять в руки) Что вы чувствуете, какой метал?
Дети: холодный, тяжелый,
Хоттабыч : А если мы его уроним, что произойдет? ( роняет)
Дети : ничего, он не разобьется
Хоттабыч: А почему?
Дети : Потому что он прочный.
Хоттабыч: О! Стекло хрупкое, а металл прочный. А что из него делают?
( ответ) А ещё из металла и дерева делают музыкальные инструменты, которые издают чарующие звуки, и услышав их руки и ноги начинают танцевать. Хотите попробовать? Я научу вас восточному танцу
Звучит восточная мелодия, дети встают в круг:
- Движение руками: повороты кистей рук справа и с слева, поставив ногу на носочек и шевеля бедрами
- Кружатся вокруг себя
- Идут по кругу, руки опущены на уровне пояса, выброс рук вправо, движение рук по движению рук.
- Складывают руки «полочкой» под подбородком и двигают руками влево – вправо, перебирая ногами на месте, и в конце кружатся и кланяются, сложив руки по-восточному.
Опыты с пластмассой
Хоттабыч: А сегодня случайно я увидел очень необычный предмет, я не знаю что это, и чего он сделан. ( достает пластмассовый тазик, рассматривает его, дает потрогать детям). Что это? Из чего сделан?
Дети: из пластмассы
Хоттабыч : Из пластмассы, первый раз слышу ( смотрит через него на детей) Я вас не вижу. Дети, какая пластмасса?
Дети: она непрозрачная
Хоттабыч: А на вес?
Ответ : Легкая
Хотабыч: А цвет какой красивый, она бывает только одного цвета?
Дети: нет, она бывает разного цвета
Хоттыбыч: ( наливает воду) О! И вода не выливается. Какая, дети, пластмасса?.
Дети: Водонепроницаемая
Хоттабыч: О, алмазы моего сердца, повторите мне все свойства пластмассы.
Для чего нужна пластмасс?, Что из неё делают? (ответ детей)
Дидактическое упражнение«Скажи одним словом»
Хоттабыч: я вам буду говорить выражение, а вы мне будете говорить одно слово
- Предмет из стекла как сказать одним словом ( стеклянный)
- Предмет из металла
- Предмет из пластмассы
Дидактическая игра «Займи свой домик»»
( Хотабыч раздаёт детям картинки с предметами)
Хоттабыч : Сейчас я загадаю загадки. Встанут те дети, у кого в руках картинка с предметом, являющимся отгадкой и займут свой домик.
Загадки
- Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь- разобьюсь.
- Такая разноцветная.
С виду я приметная,
А на звук не звонкая, легкая и тонкая
3.Я твёрдый, прочный.
Удара не боюсь
В хозяйстве пригожусь.
Хотабыч проверяет правильность выполнения задания.
Хотабыч: Дети, я понял, что вы такие наимудрейшие. Знаете ответы на все вопросы. Спасибо за то, что вы столько мне рассказали о пластмассе.
( слышится звук ветра)
Хотабыч: Слышу звук ветра странствий, он зовет меня в дальние страны, я должен лететь, хотя мне очень не хочется покидать вас. Но я вам обещаю, я не раз навещу вас и привезу еще много интересного и необычного. Многоуважаемая, помогите мне показать последнее волшебство.(разворачивает большой платок, говорит Дох- тиби –дох, спрячется за него)
Ведущий: Ой, куда ветер и меня несет ( движется по направлению к двери, Хоттабыч выскальзывает в дверь, ведущий заглядывает за платок, складывает его)
Ведущий: Исчез, наверное, он уже в какой-то далекой стране. Ну ничего, мы не будем расстраиваться, а будем ждать его возвращения. А теперь отдыхайте, мои друзья.