Опубликовано 15.05.2016г.
Автор: Гринченко Наталья Владимировна,
воспитатель МДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад №35»
города Магнитогорска
Каждый ребёнок, в повседневной жизни неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и не живой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Задача педагогов – помочь ребёнку установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.
Временные представления, такие как времена года, части суток, дни недели – это понятия, которые нельзя потрогать, ощупать. Следовательно, очень трудно донести до понимания ребёнка. У детей необходимо формировать временные представления, знакомит с происходящими изменениями в природе, явлениями, приметами, сменой времён года, времён суток. Для успешного формирования этих знаний ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить.
У детей дошкольного возраста большое значение в развитии познавательных процессов имеет стихийное обучение, которое происходит в повседневной жизни ребёнка. У детей со сложными нарушениями в развитии стихийное накопление знаний не создаёт основы для адекватной ориентировки в окружающем мире. Поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний и их систематизации.
В обучении при выборе путей и методов формирования временных представлений у детей со сложными нарушениями в развитии мы исходили из того, что мышление ребёнка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой). Только в действии, оперируя различными видами деятельности у дошкольника появляется мотив рассуждений и умозаключений. Исходя из этого факта, мы решили создать пособия, которые помогли бы в обучении.
Представленные нами пособия апробированы на практике и действительно помогают педагогам содействовать развитию у детей познавательных способностей, помогают овладеть умениями анализировать, сравнивать, обобщать, прививают интерес к учебным занятиям. В процессе практических действий с пособиями у детей развивается интерес, активность, развивается речь. Применение наглядных и практических пособий позволяет легче сформировать понимание значений слов и фраз, что очень важно для ребёнка со сложными нарушениями в развитии.
Группа пособий «Времена года» – помогает формировать у детей представления о цикличности сезонов года, о последовательности месяцев, о сезонных изменениях в природе.
Ребёнок, действуя с данными пособиями, определяет время года по признакам и приметам, заучивает и соотносит месяцы, знакомится с понятием «год».
Материал: кубики разной величины (отдельные и собранные в пирамиду), оформленные необходимыми иллюстрациями, где отображены различные признаки и явления природы.
Группа пособий «Части суток» и «Дни недели» – формируют у детей представления о категории времени.
Помогает выработать у детей навыки ориентировки и выбора, определять части суток по признакам, заучивать дни недели и их последовательность.
Материал: пособия различной геометрической формы, где отображены признаки частей суток, названия дней недели.
Система работы с данными пособиями представляется с учётом следующих принципов:
- игровая мотивация действий;
- доступность знаний;
- повторяемость;
- постепенное усложнение задач;
- возможность самостоятельного поиска решения задач.