Опубликовано 15.05.2016г.
Автор: Морозова Татьяна Владимировна
воспитатель
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 89 г.
Томск
Пояснительная записка:
Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)- это один из основных видов деятельности, который способствуют развитию творческих способностей ребенка. Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.
Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, у ребенка уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает навыками, умениями, учится осознанно их использовать, развивает свой творческий потенциал.
Актуальность:
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительным творчеством для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия окружающим.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном, беспредельном мире.
Цель программы:
Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя нетрадиционные материалы и техники.
Основные задачи:
- Развитие у детей чувства прекрасного и его понимания,
- Пробуждение интереса и любви к искусству,
- Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению с использованием принципа «от простого к сложному»
- Развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения,
- Развитие у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через рисунок.
Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:
- Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщению к миру прекрасного.
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладеют дети на занятиях по изобразительной деятельности.
- Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
- Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, посредством нетрадиционных способов.
- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
- Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет (старшая группа), срок реализации программы 1 год.
Режим проведения: 2 раза в месяц. Занятость детей 25 минут.
Ожидаемые результаты:
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Формы подведения итогов: Оформление папки для родителей, открытые занятия для родителей, мастер – классы для совместной деятельности родителей и детей, выставка рисунков и поделок детей.
Тематический план
№ |
Тема |
Содержание занятия |
Оборудование |
Литература |
Сентябрь
1. |
«Осенний лес» (штамп) |
Предварительная работа: Беседа о сезонных изменениях в природе осенью. Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса. Сбор листьев. 1.Организационная часть Прослушивание муз.произведения П.И. Чайковского «Времена года» Физкультминутка «Мы листики осенние»
Рисование осеннего леса с использованием природных материалов – оттиск листьев.
Выставка работ детей. Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстраций с изображением осеннего леса. Белый лист бумаги, акварель, кисть, листья деревьев, салфетки.
|
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр.55. |
2. |
«Осенний лес» (Мокрая живопись) |
Предварительная работа: Беседа о сезонных изменениях в природе осенью. Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса. 1.Организационная часть Беседа о прогулке по осеннему лесу Физкультминутка «Мы листики осенние»
Рисование осеннего леса с использованием нетрадиционной техники – мокрая живопись.
Выставка работ детей. Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстраций с изображением осеннего леса. Белый лист бумаги, акварель, кисть, вода, губка, палитра, салфетки. |
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр.43. |
Октябрь
1. |
«Осенний натюрморт» (набрызг) |
Предварительная работа: Беседа о дарах осени. Рассматривание иллюстраций с изображением натюрмортов известных художников. 1.Организационная часть Заучивание стих-я «Если видишь на картине…» Физкультминутка «Мы сегодня рисовали…»
Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстраций с изображением натюрмортов известных художников. Белый лист бумаги, акварель, жесткие кисточки( или зубные щетки), трафареты вазы, овощей и фруктов. , салфетки, баночки с водой. |
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр.53. |
2. |
«Осенний парк» (коллаж) |
Предварительная работа: Беседа о сезонных изменениях в природе осенью. Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса. 1.Организационная часть Беседа о прогулке по осеннему лесу Физкультминутка «Мы листики осенние»
Создание коллажа с использованием различных видов бумаги, различных видов изобразительного искусства (рисование, аппликация). 3.Итог занятия Выставка работ детей. Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстраций с изображением осеннего леса. Белый лист бумаги, акварель, кисть, вода, палитра, цветная бумага, гофрированная бумага, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, салфетки. |
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр.43 |
Ноябрь
1. |
«Цветные зонтики» (пластилинопластика) |
Предварительная работа: Беседа о сезонных изменениях в природе осенью. П/И «Солнышко и дождик» 1.Организационная часть Разучивание стих-я Л. Брайловского «Зонтик» Физкультминутка «Отдых наш – физкульминутка…) 2. Практическая часть Выполнение работы в стиле пластинопластика. 3.Итог занятия Выставка работ детей. Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе. |
Лист белой бумаги, с изображением зонтика, пластилин, салфетки. |
|
2. |
«Дикие животные» (аппликация с использова-нием природных материалов) |
Предварительная работа: Беседа о сезонных изменениях в природе осенью, о жизни диких животных осенью. Сбор гербария. 1.Организационная часть Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Физкультминутка «Мы листики осенние…» 2. Практическая часть Выполнение аппликации с использованием природного материала. 3.Итог занятия Выставка работ детей. Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстраций с изображением диких животных. Белый лист бумаги, ранее собранные листья, клей ПВА, кисточки для клея, салфетки. |
|
Декабрь
1. |
«Зимняя одежда» (нитеграфия) |
Предварительная работа: Беседа о сезонных изменениях в природе зимой. Наблюдение за прохожими (во что одеты) 1.Организационная часть Рассматривание демонстративного материала с изображением зимней одежды Физкультминутка «Поработали, ребятки!..» 2. Практическая часть Выполнение аппликации с использованием нитей разных цветов. 3.Итог занятия Выставка работ. Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе. |
Демонстративного материала с изображением зимней одежды. Заготовки в виде шапки, шарфа, варежки. Клей ПВА, кисть, ножницы, нити разных цветов. |
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр.67. |
2. |
«Зимний лес» (рисование с использованием парафиновой свечи) |
Предварительная работа: Беседа о сезонных изменениях в природе зимой. Наблюдение за деревьями. Разучивание стих-я А.С.Пушкина «Белая береза» 1.Организационная часть Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев зимний период. Физминутка «Выросли деревья в поле…» 2. Практическая часть Рисование дерева (березы) с использованием парафиновой свечи. 3.Итог занятия Выставка работ. Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстраций с изображением деревьев зимний период. Белый лист бумаги, акварель синего цвета, парафиновая свеча, губка, черный карандаш, вода, салфетки.
|
|
Январь
1. |
«Белый медведь» (набрызг) |
Предварительная работа: Беседа о животных крайнего севера. Рассматривание иллюстраций с изображением белых медведей 1. Организационная часть Заучивание стих-я Н.Родивилина «Белый медведь». Физкультминутка «Как на горке снег». 2. Практическая часть Рисование техникой набрызг с использованием трафарета белого медведя. 3.Итог занятия Выставка работ. Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстраций с изображением белых медведей. Белый лист бумаги, синяя акварель, жесткие кисточки( или зубные щетки), трафарет белого медведя, салфетки, баночки с водой. |
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр. 170. |
2. |
«Северное сияние» (мокрая живопись)
|
Предварительная работа: Беседа о особенностях северного края – северном сиянии. 1.Организационная часть Стих-е «Дальний Север – северок». А.Бургат Рассматривание иллюстраций с изображением северного сияния. 2. Практическая часть Выполнение работы с использованием техники «Мокрая живопись» 3.Итог занятия Выставка работ. Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстраций с изображением северного сияния. Белый лист бумаги, акварель, кисточки, вода, губка, салфетки.
|
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр.85. |
ФЕВРАЛЬ.
1. |
«Синичкин календарь» (пластилинопластика)
|
Предварительная работа: Знакомство детей с Творчеством А.Бианки Чтение рассказа «Синичкин календарь» Рассматривание иллюстраций к рассказам. 1.Организационная часть Стих-е и загадки о зимующих птицах. Физминутка «Вот по сказке мы гуляли…» 2. Практическая часть Выполнение работы в технике пластилинопластика. 3.Итог занятия Уборка рабочего места. Выставка работ. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстрации к рассказам А.Бианки. Белый лист бумаги, трафарет синички, простой карандаш, пластилин, салфетки. |
О.А.Соломенникова «Радость творчества» стр45.
|
2. |
«Расписные платки» (роспись по ткани)
|
Предварительная работа: Знакомство детей с Павлово - посадским промыслом. Рассматривание иллюстраций с изображением предметов народного творчества. 1.Организационная Часть Стих-е и загадки о Павлово - посадском промысле. Пальчиковая гимнастика «давай подружим пальчики…» 2. Практическая часть Роспись платка 3.Итог занятия Уборка рабочего места. Выставка работ. Беседа о проделанной работе. |
Илл Иллюстрации с изображением орнаментов платков, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки.
|
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр.109.
|
МАРТ
1. |
« Открытка для мамы – веточка мимозы» |
Предварительная работа: Беседа о празднике «Международный женский день». Разучивание стих-ний, посвященных маме. 1.Организационная часть Беседа о первых весенних цветах, просмотр иллюстраций. 2. Практическая часть Выполнение аппликации из мятой бумаги. 3.Итог занятия Уборка рабочего места. Выставка работ. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстрации весенних цветов. Салфетки желтого цвета, цветная бумага (зеленая), цветной картон (основа открытки), ножницы, клей, салфетки.
|
|
2. |
«Праздничный букет» (использование штампов) |
Предварительная работа: Беседа о празднике «Международный женский день». Разучивание стих-ний, посвященных маме. 1.Организационная часть Просмотр иллюстраций букетов, выполненных известными художниками. 2. Практическая часть Выполнение рисунка с помощью штампа. 3.Итог занятия Уборка рабочего места. Выставка работ. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстрации букетов, выполненных известными художниками. Белый лист бумаги, гуашь, кисть, штампы, салфетки.
|
|
Апрель
1. |
«Космос» (граттаж) |
Предварительная работа: Беседа о космосе, планетах. Загадки про космос. 1.Организационная часть Пальчиковая гимнастика «В космос» Знакомство детей с техникой рисования - граттаж. 2. Практическая часть Выполнение работ 3.Итог занятия Уборка рабочего места. Выставка работ. Беседа о проделанной работе.
|
Белый лист бумаги, восковые мелки, гуашь синего цвета, кисть, свеча, зубочистки, салфетки.
|
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр.264. |
2. |
«Весенние цветы» (кляксография с трубочкой)
|
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за первыми цветами. Просмотр иллюстраций. Стих-я и загадки про цветы. 1.Организационная часть Разучивание стих-я «Бутылочка чернил» Д.Чиарди. Гимнастика для глаз «Подойдите, дети, к окну…» 2. Практическая часть Выполнение работы в технике «кляксография» с использованием трубочек. 3.Итог занятия Выставка работ. Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе. |
Иллюстрации с изображением весенних цветов. Белый лист бумаги, палитра, гуашь, кисточки, вода, трубочки, салфетки.
|
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр.144. |
Май
1. |
«Фрукты» (точечная штриховка) |
Предварительная работа: Просмотр иллюстраций. Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино» 1.Организационная часть Загадки про фрукты. Просмотр иллюстраций. Пальчиковая гимнастика. 2. Практическая часть Познакомить детей с техникой «точечная штриховка». Выполнение работ 3.Итог занятия Уборка рабочего места. Выставка работ. Беседа о проделанной работе. |
Лист белой бумаги, шаблон яблока, груши, ватные палочки, гуашь, простой карандаш.
|
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр. 88. |
2. |
«Воздушные шарики» (круговая штриховка) |
Предварительная работа: Игры с воздушными шарами. Стихи и загадки про шарики. 1.Организационная часть Просмотр иллюстраций шариков, выполненных в разной техники. Познакомить с еще одним способом штриховки- круговыми движениями. 2. Практическая часть Выполнение работы. 3.Итог занятия Уборка рабочего места. Выставка работ. Беседа о проделанной работе. |
Лист белой бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.
|
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» стр. 88. |
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
- Бумага разного цвета и формы.
- Акварельные краски.
- Гуашь.
- Восковые мелки.
- Баночки для воды.
- Кисти разного размера.
- Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
- Клей ПВА.
- Ножницы.
- Восковые свечи.
- Соленое тесто.
- Стеки и досточки для лепки.
- Салфетки.
Методы и приемы:
Нетрадиционные техники:
- Набрызг- нанесение точечных капелек- брызг с помощью зубной щетки или кисточки с жесткой щетиной. В работе используется трафарет, гуашь или акварельные краски.
-Оттиск (штамп) - нанесения изображения с помощью предмета, на который нанесена краска.
-Мокрая живопись – рисунок наносится на лист бумаги, смоченный водой. Изображение получается размытое, не четкое, как будто смотришь через стекло или воду.
-Пластилинопластика- Рисование пластилином картин.
-Нитеграфия- Создание орнамента с помощью нити
-«Проступающий рисунок» - (восковые мелки + акварель). Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту.
-Монотипия - (отпечаток)- лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение.
-Греннтаж-(гравюра) – натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом - создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания, стекой или палочкой процарапывают рисунок.
Вариант 2. На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.
-Аппликация с использованием природного материала.
-Точечная штриховка.«Рисование методом тычка» - (ватная палочка) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватная палочка) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.
-Штриховка круговыми движениями.
-Оригами- складывание фигурок из квадратного листа бумаги.
-«Обрывание бумаги» – отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется предмет или картина. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.
Литература
1. Васильева М.А «Программа воспитания и обучения в детском саду»
2.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).
4 Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»
5. Соломенникова О.А. «Радость творчества»