Опубликовано 18.05.2016г.
Автор: Райкова Ольга Николаевна,
воспитатель
МАДОУ Ситнещелкановского ЦРР- д/с «Березка»
Ступинского муниципального района
«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д.В. Меджеринская
Игра самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Именно в игре у ребенка развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь). Игра для ребенка не просто интересное время препровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры еще больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого – педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и, вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики. Сами по себе игры являются частью воспитательно-образовательной работы, они имеют большое значение для развития личности ребенка-дошкольника.
Игры детей могут происходить в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям. Все центры активности создаются с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
Организуя образовательную деятельность детей, педагог развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, стремление к тому:
- Чтобы любая детская деятельность была мотивированной. Для этого рекомендуется создавать проблемные ситуации к деятельности, и предоставлять детям выбор нескольких видов заданий;
- Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, необходимо строить Организованную Образовательную Деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде;
- Чтобы активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировалось, поощрялось. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами;
- Чтобы стать образцом современного педагога, необходимо тщательно продумывать содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновлять игровую и наглядную среду в зависимости от темы деятельности;
- При планировании использовать виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.
Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой воспитатель может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. И, конечно, методы руководства игрой в разных возрастных группах различны.
Все режимные процессы проходят в форме игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции.
Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. В ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.
Список литературы:
1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);
2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.
3. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
4. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
6. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.