Опубликовано 18.05.2016г.
Автор: Лобач Анна Владимировна
Воспитатель
МАДОУ Д/С № 94
Г. Томск
Воспитательно-образовательный процесс в нашей группе организуется через предметно-пространственную среду. Всего действует 6 уголков по разным видам деятельности, самыми активными из них являются 3 центра ( приложение №1), так как именно там происходит поддержка ведущих видов деятельности характерная, для данного возраста - средней группы. Это поддержка познавательного интереса, театральной деятельности и физической активности. Через данные активные центры проводятся темы недели, интеграция образовательных областей. Каждый центр способствует овладению и закреплению знаний, формированию умений и навыков у детей в игровой, непринужденной форме.
В каждом активном центре, есть свой хозяин - сказочный герой со своими помощникам. В гости в сказку, в театральный уголок приглашает очаровательный Петрушка, Профессор Всезнамус, заведует уголком сенсорики и познания, а символы Сочинской олимпиады встречают в спортивном уголке. Дети любят, когда эти герои приходят к ним на занятия, а еще больше любят выполнять их задания в свободной деятельности.
Для всех активных центров существует единая система правил ( приложение №2), направленных на взаимодействие: со средой (правила порядка1, 2), со сверстниками (5), со взрослыми (4), а так же есть ситуативные и временные правила (3). Правила выражены в картинках-знаках:
1) количество человек, которые могут находиться там;
2) поиграл - наведи порядок;
3) место, где можно играть различными играми;
4) предметы, которые можно брать, только в присутствии взрослых;
5) правила безопасности поведения в группе(не шуми, не дерись, не бросай и т. д.);
-карточки с заданиями, согласно темам недели.
В каждом активном центре существуют, кармашки, где ребята оставляют свои домики с фотографиями, по которым, можно отследить, кто из детей сегодня здесь побывал.
Какой из центров будет активным, именно сегодня, зависит от поставленных задач на день. Например, для решения задач по развитию речи, наряду с общением, активизируем деятельность в театральном уголке. В уголке познания и сенсорики , появляются новые задания . Спортивный уголок направляет детскую энергию и активность в нужное русло.
После полученных знаний в непосредственной образовательной деятельности, в активных центрах выставляется материал (карточки с заданиями) для закрепления и активизации мыслительной деятельности детей. Дети в течение недели посещают каждый активный центр и получают заветную наклейку. ( Мотивация детей и поощрение).
Хочется привести конкретный пример использования предметно-пространственной среды в воспитательно-образовательном процессе по теме недели «Овощи» ( Приложение №3). В продолжение деятельности по развитию речи, для детей в театральном уголке у Петрушки появляется схема для рассказывания сказки «Репка», а так же герои и маски для инсценировки.
В уголке профессора Всезнамуса на специальных планшетах размещаются картинки с заданиями: лопатка из счетных палочек; грузовик, который везет урожай, из блоков Дьенеша; «Дары осени» из палочек Кюизнера; домик садовода с грядками из кубиков Никитиных «Сложи узор».
В спортивном уголке, детям предлагается, помочь собрать овощи в корзинку с помощью игры « Попади в цель».
Таким образом, через наполнение активных центров необходимыми материалами поддерживается интерес и инициатива детской деятельности и организуется ВОП через предметно-пространственную среду.