Опубликовано 27.05.2016г.
Автор: Сахабиева Г.Р.
воспитатель
МАДОУ детский сад № 20
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Программные задачи:
Образовательные:
— расширять представление детей о лесе и о его обитателях, о различных средах обитания животных, птиц, насекомых;
- дать элементарные представления о свойствах дерева и камня.
Развивающие:
— развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воображение;
Воспитательные:
— воспитание умения правильно вести себя в лесу, желание беречь ее.
Дидактический наглядный материал:
макет солнца, снежинки; настольная игра «Кто где живет», конверт с письмом, аудиозапись с голосами птиц, фотографии перелетных и зимующих птиц, емкость с водой, камень, деревянный брусок, магнитофон
Предварительная работа:
Беседы о лесе, диких животных, о перелетных и зимующих птицах, о насекомых. Рассматривание картинок с изображением диких животных, перелетных и зимующих птиц, насекомых, отгадывание загадок.
Ход организованной образовательной деятельности.
Воспитатель: Дети, приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, красно солнышко – руки вверх
Здравствуй, ветерок – покачивание рук
Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук
Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек
Здравствуй, шумная листва – трут ладошки
Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны
Воспитатель:- Дети пройдите и садитесь на стульчики.
Воспитатель: — Дети, вы слышите? Что за птица поет за окном? (аудиозапись «Песня сороки»).
Дети: - Сорока.
Воспитатель:- Правильно, это сорока.
сорока-белобока!
О весне стрекотала,
вам новость принесла,
Что весна-красна пришла!
Воспитатель: Сорока нам оставила письмо. Это письмо от Лесовичка. «Дети, скоро праздник леса. А Баба — яга заколдовала жителей леса и чтобы они опять появились в лесу, она задала мне сложные задания. Но я не смог с ними справиться. Помогите мне».
Воспитатель: —Дети, вы были в лесу? Так что же такое лес?
Дети: - лес – зеленый наряд нашей земли.
Дети: - лес – дом для птиц и животных.
Дети: - лес – наше богатство.
Дети: - лес – красота нашей природы.
Дети: - лес – врач, очищает воздух , дает кислород.
Воспитатель: - Правильно, молодцы дети!
Воспитатель:— Дети, а вот и первое задание Лесовичка. Слушайте внимательно. Это правила поведения в лесу:
« Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать».
Воспитатель:— Дети, правильно это? Объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу.
Ответы детей:
Правила поведения в лесу:
Дети:- 1. Наблюдать за птичьими гнездами – можно, а вот трогать подходить к ним – нельзя.
Дети:- 2. Наблюдать за муравейником – можно, вот разрушать его – нельзя.
Дети:- 3. В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.
Дети:- 4. Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов. Пусть красивое остается в природе.
Дети:- 5. Не разжигай костры. От огня погибают многие растения и насекомые.
Дети:- 6. Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Воспитатель:- Молодцы, дети. Вы знаете как правильно нужно вести себя в лесу.
Воспитатель: - Следующее задание - чтобы его выполнить вам надо выбрать картинку с изображением птицы.( дети выбирают картинку)
- Давайте встанем в круг, внимательно посмотрите на картинку.
- Какая птица изображена на вашей картинке? ( ответы детей)
Игра «Перелетные и зимующие птицы»
-Вы сейчас превратитесь в птичек и будете летать под музыку, как музыка остановится перелетные птицы полетят к солнышку, а -зимующие к снежинке. Скажем вместе волшебные слова: -Покрутись, покрутись и в птицу превратись.
-Полетели. (звучит музыка «Голоса птиц весной»)
Воспитатель:- Какие птицы полетели к солнцу?
Дети:- Перелетные.
Воспитатель:- Назовите их.
Дети: - Скворец, ласточка, грач.
Воспитатель:- А какие птицы полетели к снежинке?
Дети:- Зимующие.
Воспитатель:- Назовите их.
Дети:- Снегирь, воробей, синица, сорока .
Воспитатель:- Молодцы, дети. И это задание вы правильно выполнили, садимся на свои места.
Воспитатель: - А сейчас дети еще одно задание- нам нужно переправить животных с одного берега реки на другой.
Воспитатель:- На чем можно их переправить?
Дети: -Можно на лодке, на плоту.
Воспитатель:- Давайте посмотрим из чего лучше смастерить лодку? У нас есть дерево, камень.
Опыт. Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой предмет пригодится нам:
Дерево – легкое, прочное, не тонет, потому что, оно легче, чем вода.
Камень – тяжелый, прочный, тонет, потому, что он тяжелее воды
Вывод: лодку лучше сделать из дерева, так как, оно прочное, легкое, не тонет, потому что легче воды.
Воспитатель:- Сделали плот, переправили животных на другой берег. А теперь следующее задание.
Воспитатель: - Подойдите к столам. Переверните лист бумаги и внимательно посмотрите. Это домики животных и насекомых. Надо помочь животным и насекомым найти свои домики.
( Дети выполняют задание)
Воспитатель:-Дети, скажите, где спит зимой медведь?
Дети:- Медведь спит в берлоге.
Воспитатель:- Правильно, молодцы. А в каком домике живет лиса?
Дети:- Лиса живет в норке.
Воспитатель:- А где живет белка?
Дети:- Белка живет в дупле.
Воспитатель:- Молодцы, дети. Вы правильно выполнили задание - поселили всех животных и насекомых в свои домики.
Воспитатель:- Дети, давайте отправим Лесовичку письмо где расскажем какие задания вы выполняли сегодня.
Воспитатель:- Какие задания?
( ответы детей)
Воспитатель:- Спасибо, дети. Вы выполнили все задания правильно и помогли расколдовать животных. И все они вернулись в лес.
Воспитатель:-Вы дети, чудо право!
Постарались вы на славу!
Молодцы, не скучно с вами,
Будете профессорами!
Использованная литература:
- «Добро пожаловать в экологию» Воронкович О.А. – СПб.: «Детство-пресс», 2004.
- Основная образовательная программа детского сада «Будь здоров малыш».
- «Познаю себя» Давыдова Г.Г. – Волгоград, 1999.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»Н.Е. Веракса. Москва. 2016.
- Журнал для детей «Свирелька».