0+



 

Опубликовано 27.05.2016г.

Автор: Галлямова Л.С. воспитатель

МАДОУ детский сад №20 

                          г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

                                               Республики Башкортостан

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: 3 месяца.

Участники: педагог, дети подготовительной группы,  родители группы.

Актуальность:

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Цель: формирование у детей системы  элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе

Задачи:

-Формировать умение различать и называть зимующих птиц.

 -Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).

-Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

-Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме

Проблема: Недостаточные представления о зимующих птицах у детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

1.  Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц». 

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • Определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта;
  • подбор необходимой литературы по данной теме. 

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

  • презентация проекта,
  • отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».

Реализация проекта

1       этап– подготовительный

 1.Пополнение книжного уголка.

Художественная литература:  В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости»,

М. Джалиль -«Кукушка»; В. Сухамлинский -«Птичья кладовая»; Е.Чарушин-«Дятел»; К Ушинский –«Ворон и Сорока»; В.Бианки –«Сова».

  2. Плакаты: « Зимующие птицы»; « Перелетные птицы»; « Птицы нашего леса»

3.альбомы: «Зимующие птицы».

2 этап Основной (практический)

  • ·        Взаимодействие с детьми.

Декабрь

1.Занятие- «Что ты знаешь о птицах?»

 2.Дидактические игры «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь».

3. Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

4. Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

5. Экскурсия в библиотеку. Подборка книг о зимующих птицах.

6. Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

 7. Отгадывание загадок о зимующих птицах.

 8. Рисование «Птицы на ветке.»

  9. Изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных     игр.

10. Занятие «Встреча зимующих птиц».

Взаимодействие с родителями

-Конкурс поделок- «Мастерим кормушки для птиц»

Январь

 1.Занятие «Что ты знаешь о птицах?»

 2. Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

 3. Оформление альбома: «Зимующие птицы».

 4. Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

 5. Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

 6. Оформление плаката «Зимующие птицы».

 7. Лепка -  « Птицы»

 8. Конструирование: « Снегири, синицы.»  (из яичной скорлупы)

 9. Дидактическая игра «Узнай птицу по словесному описанию»

 Февраль

1. Юные следопыты. Наблюдение за зимующими птицами на прогулке.

 2.  Заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

3. Речевая игра: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Чье? Чья? Чьи?»

 4. Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

5. Заготовка корма для птиц;

6.  Подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

7. Аппликация из ниток «Снегири»

8. Настольные игры: «Собери картинку»; «Зимующие птицы»; Лото «Птицы».

Взаимодействие с родителями

-Оформление ширмы «Зимующие птицы».

-Квилинг «Снегири» -картина.

Консультации:

-«Покормите птиц зимой».

-«Они остались зимовать, мы им будем помогать».

3этап-Заключительный.

Взаимодействие с детьми.

1.Викторина: «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

2.Отчет о проведении акции: «Помоги птицам».

 Литература.

- Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.

 -Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.

-  «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).

-  Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.

-  Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2

-  Журнал «Обруч» - 2011.- №2

Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»

В акции приняли участие: дети подготовительной группы, воспитатель , родители воспитанников. 

На территории ДОУ было развешано 18 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

  • Ежедневное кормление птиц;
  • Наблюдение за их поведением;
  • Использование разных кормов;
  • Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали воробьи. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь.  Вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками.

В результате проведенной работы дети узнали:

  • Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
  • Как различить птиц по окраске;
  • Какие корма предпочитают птицы.

 Были сделаны следующие выводы:

  • Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
  • В ветреные дни птицы не прилетают;
  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
  • Воробьи, голуби, прилетают стайками, синицы по 3 - 4, вороны – по одиночки;
  • Кормушку посетили 5 видов птиц;
  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

 Холодно в лесу, холодно! В. Бианки

Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берез и осин.
Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.
Не усидишь ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.
Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, — спи крепко

Кто сыт, тому холод не страшен
В. Бианки

У зверей да птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под теплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, а жир под кожей никакой мороз не прошибет. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять ее, пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днем вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, — нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!

Вопросы:

-Зачем птицам нужно много двигаться зимой? (чтобы согреться).

- Что нужно птицам, чтобы им не страшна была зима? (нужно, чтобы было много корма).

- Как мы можем помочь птицам зимой? 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Образовательная область « Познавательное развитие»

Раздел: «Ознакомление с природой»

 Возрастная группа: подготовительная к школе группа. 

                                                                Выполнил: воспитатель

                                                  Галлямова Л.С.

Квалификационная категория- высшая

                                                                         Педагогический стаж-35 лет

Туймазы 2016

Конспект занятия:  «Встреча зимующих птиц.»

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;

Материалы и оборудование: картинки с изображениями зимующих и перелетных  птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари,  сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка,  пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря:  зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника , овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, дети.  Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.  К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц».

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Воспитатель. А знаете дети, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица».Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушки

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик. Слушать

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель.  дети, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. дети, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

А. Яшин.

Дети одеваются и выходят на участок.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Образовательная область « Познавательное развитие»

Раздел: «Ознакомление с природой»

Тема: «Что ты знаешь о птицах».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа. 

                                                                Выполнил: воспитатель

                                                  Галлямова Л.С.

Квалификационная категория- высшая

                                                                         Педагогический стаж-35 лет

 Туймазы 2016

Конспект занятия «Что ты знаешь о птицах?»
 Цель : Познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка;

 Материалы и оборудование: фотографии зимующих птиц;

плакат «Зимний лес».

Воспитатель:

 Зимний лес в объятьях тишины

Задремал, укутав ветки снегом.

Будет спать спокойно до весны

Он теперь под серебристым небом.

Как он нынче сказочно хорош

В белоснежном праздничном убранстве!

Он и вправду, кажется, похож

На хрустально - ледяное царство.

( Светлана Комогорцева)

– Дети! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

(Звучит запись «Голоса птиц».)

- Дети, да это птицы зимнего леса. Но где же они?

(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

- А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

2.Знакомство с зимующими птицами.

- Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.

Птицы в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

-Давайте посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку.

(воспитатель снимает птичку с дерева и рассказывает о ней, по желанию дети тоже высказывают свое мнение).

 Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная. Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв.

 Снегирь. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса,  лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.

Дятел. Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Большой пёстрый дятел – настоящий красавец, Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные. Черный дятел – по определению преимущественно черного цвета. На голове у него – красная пилотка.

 Клест. Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь

Сорока. Сорока по величине немного крупнее галки, с нарядным оперением. Голова, крылья и хвост сороки черные с зеленоватым отливом, а брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит ей рулем при резких движениях на земле и в полете. Сороки предпочитают опушки леса, кустарниковые заросли в поймах рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. В конце февраля, перед размножением, они ведут себя шумно, гоняются друг за другом, распуская веером свои хвосты, и устраивают пляски. Однако летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место.

Дидактические игры

Дидактическая игра «Узнай птицу по словесному описанию»

.1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)

5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

- Молодцы, узнали всех птиц

Воспитатель:

-Чем человек может помочь зимующим птицам? Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные.Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан 

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Ознакомление с природой».

Тема: « Наблюдения за зимующими птицами на прогулке».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа. 

                                                                Выполнил: воспитатель

                                                  Галлямова Л.С.

Квалификационная категория- высшая

                                                                   Педагогический стаж-35

  Туймазы 2016

Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулке

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках.  Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует) 

2.Чем отличаются повадки разных птиц:

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить   отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек) 

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Вот прилетели чечетки. Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Речевая игра «Скажи наоборот».

В этой речевой игре дети научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову .

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

 Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?»  по теме «Зимующие птицы». 

Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный  и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица. 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

                          г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

                                                    Республики Башкортостан 

Консультация для родителей:

Тема: « Покормите птиц зимой»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

 

                                                                Выполнил: воспитатель

                                                  Галлямова Л.С.

Квалификационная категория- высшая

                                                                         Педагогический стаж-35 лет

Туймазы 2016

Консультация для родителей.

Покормите птиц зимой.

Просто - нужно устраивать для зимующих птиц столовые - кормушки. И обязательно подкармливать этих пернатых зимой. Спросите у ребят, каких птиц видели они у кормушек.

А могут ли остаться с нами зимовать ласточка или стриж? Нет, эти птички кушают насекомых, а зимой все насекомые спрятались в почву или в трещинки коры. Они спят и птичкам их не найти. Вот и улетают наши летние певцы на юг, туда, где насекомые не прячутся. А когда у нас настанут снова теплые дни, возвратятся снова сюда выводить птенцов.

Как сделать кормушку для птиц

Вот сидят зимой на ветках воробышки. Нахохлились, надулись они словно шарики. Так берегут птицы тепло. Между перышками воздух и морозу труднее добраться до тельца. Вот и сидят они на ветках хохлятся от мороза, поджимают лапки или теснятся к теплым трубам у домов.

Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек. А зимой дни коротки, немного времени остается у птичек на поиски корма. Нужно построить для наших пернатых друзей зимние столовые - кормушки. Только нужно знать какая кормушка правильная, а какая нет.

Что такое правильная кормушка?

Не думайте что правильная кормушка - это ярко-раскрашенный замок с красивыми створками дверцами и башенками.  В первую очередь, правильная кормушка - это кормушка, в которою вы постоянно подсыпаете корм. Спросите у детей почему так? 

Ответ прост - птички привыкают, что в кормушке ждет их сытная еда и каждый день будут они с нетерпением ждать корма. А если вы не будете подсыпать корм, то птички могут и погибнуть. Поэтому важно не просто сделать кормушку, но и постоянно подсыпать корм.

Как сделать кормушку и чем подкармливать птиц

Если есть возможность - сделайте кормушку не на один год. Пусть это будет настоящая столовая из деревянных брусочков, крыши, леток. Но если нет у вас возможности сделать самим такую кормушку - не страшно. Хорошие птичьи кормушки получатся и из пластиковой бутылки. Можно соорудить кормушку и из пакета из под молока (тетра пак). Просто прорежьте летки (дырочки) и прикрепите нитку к крыше пакета. Подвесьте кормушку и не забывайте подсыпать корм.

«Сытому морозы не страшны» это выражение про птичек. Не страшен ей так мороз, если птичка сыта. 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

 Республики Башкортостан 

Викторина

 Тема: “Что ты знаешь о зимующих птицах»?

Возрастная группа: подготовительная к школе группа. 

                                                                Выполнил: воспитатель

                                                  Галлямова Л.С.

Квалификационная категория- высшая

                                                                         Педагогический стаж-35 лет

Туймазы 2016 

Ведущий: А сейчас мы проведем среди ребят викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”. Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.

  1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)
  2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
  3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
  4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
  5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
  6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
  7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
  8. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
  9. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
  10. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
  11. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
  12. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
  13. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
  14. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
  15. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
  16. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
  17. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

Определяется победитель среди участников викторины.

Народные приметы о птицах. 

  • Гусь лапу поджимает — к стуже, хлопает крыльями — к морозу, полощется — к теплу.
  • Цыплята прячутся к сырой погоде.
  • Одновременный прилет птиц — к дружной весне.
  • Птицы рано собираются в стаи — осень будет холодной.
  • Комнатные птицы молчат — холод еще простоит.
  • Ласточки низко летают — к дождю.
  • Ласточки прилетели — скоро гром загремит.
  • Жаворонок является к теплу, зяблик — к стуже.
  • Вороны купаются ранней весной — к теплу.
  • Соловей всю ночь поет не переставая  —  к теплу.
  • Журавли высоко летят — к затяжной осени.
  • Чайки возвращаются с моря к берегу перед быстрым приближением шторма.
  • Чайки много купаются — к ненастью.
  • Если грачи прилетели к середине марта — лето будет мокрое, а снег сойдет рано.
  • Летит скворец — зиме конец.
  • Кукушка кукует на голом дереве — к морозу.
  • Вороны каркают к морозу.
  • Вороны садятся клювами в одну сторону — к сильному морозу.
  • Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.
  • Вороны и галки садятся на низкие ветки — к стуже.
  • Вороны устроили в небе хороводы — к снегопаду.
  • Если сороки рано замолкают — жди холодной осени.
  • Воробьи собираются стаями и громко чирикают — к солнечной погоде.
  • Воробьи купаются в луже — к теплу.
  • Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.
  • Синички с утра пищат — к большому морозу.
  • Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу 


Кочующие и осёдлые птицы
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.   (Синица)
 
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.   (Клёст)
 
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.   (Снегирь)
 
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!   (Снегирь)
 
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ..  (Снегири)
 
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.   (Воробей)
 
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ... (Воробей)
 
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.  (Воробей)
 
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?   (Воробей)
 
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.  (Филин)
 
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ...  (Сорока)
 
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...  (Cорока)
 
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)
 
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.  (Сорока)
 
Днём спит, ночью летает.  (Сова)
 
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.  (Сова)
 
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...  (Дятел)
 
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.  (Дятел)
 
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.   (Дятел)
 
Что за кузнецы в лесу куют?   (Дятлы)
 
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!   (Дятел)
 
Очень странный почтальон:
Не маг и не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несёт посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?  (Сова)
 
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?  (Сова)
 
 
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.  (Дятел)
 
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.  (Дятел)
 
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.  (Дятел)

Пословицы и поговорки о птицах

Предложите детям проверить истинность пословиц, сложенных народом о птицах.

  • Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
  • В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
  • Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
  • Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
  • Синички с утра пищат – значит будет мороз.

Стихи о птицах

Стихи про Ворону

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона. 
Серая ворона!

Стихи про Воробья

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!

Стихи про Сороку

Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели,
Но случается порой -
Прилетают свиристели
Ягод поклевать весной.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись. 

Стихи про Снегиря

Снегири - смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.

ВОРОБЕЙ , ВОРОБЕЙ!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!   И. Беляков.

СВИРИСТЕЛИ

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

ПОПОЛЗЕНЬ

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

КЛЕСТЫ

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице


СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы 

По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.

“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”. 

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди. 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

                          г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

                                                    Республики Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое         развитие»

Раздел: Рисование

Тема: «Зимующие птицы».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа. 

 

                                                                Выполнил: воспитатель

                                                  Галлямова Л.С.

Квалификационная категория- высшая

                                                                         Педагогический стаж-35 лет 

Туймазы 2016

« Зимующие птицы »-Рисование

Конспект занятия-  в подготовительной к школе группе.

    Цели и задачи: Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней и передавать их с помощью рисунка.  Знакомить со стихами русских поэтов о временах года.  Углублять интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности. Формировать обобщённое представление о зимующих птицах, учить различать их по существенному признаку. Способствовать формированию обобщённых представлений детей о зимующих птицах, как птицы приспособлены к жизни в это время года.  

Предварительная работа:  Наблюдение за птицами на прогулках, беседы в процессе наблюдения и кормление птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, загадывание загадок о птицах, чтение энциклопедической и художественной литературы, изготовление кормушек.

Материал:  Бумага альбомного формата. Картины с изображением разных времён года, картины зимующих и перелётных птиц,

                                                          Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы собрались для того, чтобы вместе порадоваться зиме. Она в этом году очень красивая, сказочная. Давайте вспомним стихи о зиме.

1 ребенок:

Кругом глубокие снега

Куда я взгляд не кину

Метет и кружит пурга

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы

Нам ветер дует в спину

Нет веселее той поры

Вы узнаете зиму?

2 ребенок:

Ой, ты зимушка краса

Побелели все леса

Горы снега намела

Нас кататься позвала

Повела зима над нами

Снеговыми рукавами

И рассыпала снежинки

На поля и на леса

Мы с горы кататься будем

И поэтому нам очень-очень

Нравиться зима.

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочту фрагменты стихотворений о временах года. Вы должны сказать, о каком из них идет речь и как вы об этом догадались.

1 ребенок:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится

И под утро снегом поле заболело

Точно пеленою все его одело. (И. Суриков)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, найдите среди них картинки на которых изображена зима. Почему зима? Назовите признаки зимы?

2 ребенок:

На дворе звенит капель

На дорогах лужи

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник. ( С. Маршак)

Воспитатель: Посмотрите на картинки, и найдите среди них те, на которых изображена весна? Почему весна. Назовите признаки весны.

3 ребенок.

Если в небе ходят грозы

Если травы расцвели

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли

Если в роще над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный

Если солнышком сагрета

Вся вода, в реке до дна

Значит, это уже… (лето)

Е. Трутнева.

Воспитатель: Посмотрите опять на картинки и найдите среди них те, на которых изображено лето? Почему? Назовите признаки лета?

4 ребенок:

Стали дни холоднее

Поспевает брусника,

И от птичьего крика

Сердцу только грустнее

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море

И деревья блистают

В разноцветном уборе. (осень)

А. Плещеев

Воспитатель: Теперь найдите картинки на которых изображена осень. Почему? Назовите признаки осени?

Воспитатель: А сейчас мы поговорим о птицах.

Как называются птицы, которые улетают осенью и прилетают весной?

Дети: (Перелетные)

Воспитатель: Найдите перелетных птиц и назовите их (ласточка, грачи, скворцы, кукушка, соловей)

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые зимуют у нас (зимующие) Найдите и назовите зимующих птиц (воробьи, синицы, сороки, дятлы, голуби, снегири). Эти птицы не бояться морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов, заборов, съедают плоды и семена деревьев. И все- таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, сильные морозы. В зимнее время птицы приближаются к жилью человека.

Воспитатель: Чем похожи все птицы?

Дети: (клюв, лапки, два крыла, перья)

Воспитатель: Чем птицы отличаются друг от друга? (величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)

Воспитатель: У нас в гостях зимующие птицы. Чтобы узнать, какие именно,  давайте отгадаем загадки.

В красной шапке расшитой,

В черном кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та

(дятел)

Зимой на ветвях яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это…(снегири)

Умный мальчишка

В сером армячишке

Прыгает, шныряет

Крошки собирает

(воробей)

(Трое детей берут маски птиц)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Найди свою зимующую птицу» Давайте встанем вокруг птиц (дети разбиваются на три группы, каждая образует круг вокруг одного из детей в маске). Запомните своих птиц. Сейчас под музыку они будут летать и клевать зернышки. Когда музыка закончится, вы должны найти свою птицу и окружить ее. Выигрывает та группа, которая быстрее образует кружок (звучит музыка и с ее окончанием дети ищут и находят свою птицу).

Воспитатель: Молодцы! Хорошо играли. А сейчас подойдите к столам. Мы будем рисовать птиц. Подумайте, какую птицу вы выберете. Можно нарисовать птицу в разных позах: сидячих, клюющих, летящих. Всем понятно задание? Приступайте к работе (дети рисуют под пение птиц (аудиозапись), изображают птиц, используя нетрадиционные материалы и навыки, полученные на предыдущих занятиях.  Воспитатель помогает советами по выбору сюжета, материала для работ.

Воспитатель: Закончили? Рассмотрим ваши работы (дети и воспитатель рассматривают рисунки, высказывают свои мнения, воспитатель задает наводящие вопросы).

Воспитатель: Все наши птички разные, но все красивые. Сейчас вы все превратитесь в птиц.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут, покажем

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Отдохнули. А сейчас я предлагаю послушать голоса птиц .

( Воспитатель подводит итог занятия)

О чем мы сегодня говорили?

Что понравилось? 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

 Республики Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел: Лепка

Тема: « Птицы».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа. 

                                                                Выполнил: воспитатель

                                                  Галлямова Л.С.

Квалификационная категория- высшая

                                                                         Педагогический стаж-35 лет

 

Туймазы 2016

 Конспект  занятия по лепке

в подготовительной к школе группе

Тема: «Птицы»

Программные задачи:

   -  Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из жизни птиц.

-Закрепить умение лепить зимующих птиц (снегиря воробья синицу…).

    - Добиваться большей точности в передаче основной формы,  характерных деталей, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сплющивание, сглаживание).

-Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход занятия

Каждый раз, когда встаём мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей…

Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.

Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли – не пугливы
Хоть руками их бери!

Сегодня я видела,  как на кормушку прилетело много птиц. Только я не всех узнала. А вы всех можете назвать птиц, которые к вам прилетают на кормушку?

Тогда отгадываем загадки:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.     (Воробей)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.        (Дятел)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ...  (Cовы)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!   (Снегирь)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.   (Сорока).

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.    (синица).

Давайте мы с вами слепим птиц, которые могут прилететь к нам на кормушку. Но сначала вспомним сходство и различие птиц (ответы детей). Какой формы тело, голова, хвост…? Чем покрыто тело птиц? от чего зависит цвет птиц?

Как вы будите лепить птицу, с чего начнете лепить, какие способы лепки будите использовать?

Как добиться сходство с воробьем, синицей…?

В ходе занятия осуществляется индивидуальная работа

Физ . минутка:

1 2 3 4 5  все пошли опять гулять.

Птиц покормим поскорей,

Чтобы было им теплей.

Предложить детям посадить птиц на кормушку и покормить.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.            Анализ детских работ.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация