Опубликовано 03.06.2016г.
Автор: Леонова Татьяна Алексеевна
воспитатель
МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 38 « Петушок»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
ОО «Познание»
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Развивающие:
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
ОО «Коммуникация»
Образовательная:
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
Воспитательная:
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;
Развивающая:
-Обогащать словарный запас словами: ученые, эксперименты.
ОО «Социализация»
Воспитательная:
-воспитывать у детей умение работать дружно в коллективе.
Развивающая:
- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
ОО «Здоровье»
Развивающая:
- формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.
«Безопасность»
Образовательная:
- закрепление правил безопасного поведения во время проведения опытов в лаборатории
ОО «Труд»
Развивающая:
- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми).
Воспитательная:
- воспитание уважительного отношения к труду
ОО «Музыка»
Развивающая:
- обогащение музыкальных впечатлений у детей (шум ветра, звуки воздуха)
ОО «Физическое развитие»
Физкультминутка, дыхательная гимнастика
Предварительная работа: проектная деятельность, наблюдение, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы,указка, картинки о загрязнении воздуха.
Ход занятия:
В группу «залетает» Знайка в руках у него много шаров. (звучит музыка – шум ветра).
Знайка: Ой, где я оказался? Как много здесь детей!
Дети: В детском саду, в старшей группе.
Знайка: Раз я здесь оказался, тогда давайте здороваться и знакомиться. Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
Знайка: А вы, знаете, почему меня назвали Знайка?
Дети: Потому, что хочешь много знать.
Знайка: Да я хочу много знать и все время узнавать что-то новенькое. Но больше всего я люблю делать разные опыты .
А хотите, я вас научу делать опыты и раскрывать разные тайны как настоящие ученые?(ответы детей)
А что мы с вами будем сегодня исследовать, вы должны догадаться, разгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Знайка: Правильно это воздух! А для чего нужен воздух?
Дети: Дышать.
Знайка: Сделайте глубокий вдох и выдох.(Дыхательная гимнастика)
Дети выполняют задание.
ДИД.ИГРА «Кому еще нужен воздух»(рассматриваем картинки)
-Асейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию, где будем проводить опыты с воздухом. Но прежде, чем отправиться в лабораторию давайте повторим правила поведения в лаборатории.
Дети: Не шуметь, не перебивать друг друга. А еще вы должны быть внимательными, аккуратными и спокойными.
Знайка: Прошу пройти в нашу лабораторию и занять свои места.
-Дети, а как вы думаете, где ещё находится воздух?
Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).
Знайка: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Знайка: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Опыт1: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
- Что в них находится? (воздух)
- Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.)
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.
- Вот мы и открыли первый секрет воздуха: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой.(зачеркнутый глаз»)
(на доску выставляется карточка - символ)
- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт2 «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали второй секрет воздуха.
- Запишем результаты опыта с помощью карточки.(«изображение человека»)
Физкультминутка(музыкальная)
3 опыт «Имеет ли воздух запах?»
- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)
- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)
- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет:Третий секрет Воздух – не имеет запаха.(«нос)
ЗНАЙКА: Да, ребята, чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует везде и даже внутри нас.
4 Опыт с веерами
ЗНАЙКА: Ребята, вы не расстраивайтесь, хоть мы и не видим воздуха, мы можем его почувствовать. Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти веера. Помашите себе на лицо. Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем ветер.
ЗНАЙКА: А что такое ветер?
(Высказывания детей)
ЗНАЙКА Правильно – это движение воздуха. А можно ли увидеть ветер? (Предположения детей).
Воспитатель: - Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге, когда от ветра крутится вертушка.
И у нас посмотрите, есть вертушка. Ребята, а можем мы заставить вертушку крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем в наши волшебные палочки, и она оживет.
Мы узнали четвертый секрет (воздух может двигаться).
- Запишем с помощью вот такой карточки.(«качающееся на ветру дерево»)
- В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? Ответы детей (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
На сегодня наши исследования закончены,давайте вспомним,что мы сегодня узнали о воздухе
Игра «Волшебный мяч»дети передают друг другу мяч и говорят, что нового узнали»
Итог ООД:
- Уважаемые исследователи, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.Медали ученого и воздушные шары.
Использованная литература:
1. Тугушева Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006
4. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.