0+



 

Опубликовано 30.07.2016г.

Автор: Опацкая Виктория Викторовна

воспитатель МБДОУ №54 «Белоснежка»

г. Южно-Сахалинск 

Обобщенный опыт 

            Педагогический опыт работы на тему: «Роль театрализованной деятельности в дошкольном возрасте». 

Опацкой Виктории Викторовны 

1. Актуальность и целесообразность данного опыта. 

            Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребенка, развивает память, мышление, воображение, внимание. Позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей в детском саду к школе. 

2. Содержание опыта. 

            Мой опыт состоит их двух частей: а) теоретическая; в) практическая. В теоретической части раскрываются задачи, формы и методы работы. 

            Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность опыта. В ней содержатся конспекты занятий, творческие упражнения, игры-превращения, пальчиковые игры. 

3. Для педагогических работников представляет интерес: 

1) формы и методы работы; 

2) конспекты занятий, упражнения; 

3) диагностический материал. 

4. Использование данного опыта. 

            Данный опыт пригоден для использования в детском саду. 

Содержание: 

1. Введение. Актуальность темы.

2. Описание работы (цели, задачи). 

3. Заключение. 

            В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» началось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?». 

            В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям -прежде всего детям- осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, -невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи -важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. 

            Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.  Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ей может каждый ребенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и способна удовлетворить любые интересы и желания ребенка.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии -через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. 

            Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовных ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка,  заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. 

            Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). 

            Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

            Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Она- неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки -чуда, ощущения беззаботного детства. 

Задачи 

1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности. 

2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации. 

3. Расширять представление детей об окружающей действительности. 

4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров. 

5. Обогащать и активизировать словарь детей. 

6. Совершенствовать интонационную выразительность речи. 

7. Развивать диалогическую и монологическую речь. 

8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки. 

9. Развивать память, мышление, воображение, внимание. 

10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки. 

11. Воспитывать желание играть театральными куклами. 

12. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной и деятельности. 

Формы и методы работы 

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; 

2. Игры-драматизации; 

3. Упражнения для социально-эмоционального развития детей; 

4. Коррекционно-развивающие игры; 

5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); 

6. Задания для развития речевой интонационной выразительности); 

7. Игры- превращения, образные упражнения; 

8. Упражнения на развитие пластики; 

9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; 

10. Упражнения на развитие выразительной мимики, 

11. Отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций; 

12. Подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; 

13. Знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации –жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой. 

На первом этапе своей работы я провела констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 5-го года жизни в количестве 20 человек. 

В качестве критериев я использовала следующие положения: 

- устойчивый интерес к театрализованной деятельности; 

- умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности; 

- владение выразительностью речи; 

- способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое; 

- способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц; 

- умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения. 

Каждый критерий я оценивала: 

1) высокий уровень- творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность; 

2) средний уровень- эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор; 

3) низкий уровень- мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности. 

Результаты диагностики 20-ти исследуемых детей нашей группы показали: 

- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек (33,3%), с низким уровнем – 10 человек (66,7%); с высоким детей не выявлено. 

- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 11 человек (73,3%), с низким уровнем – 4 человека (26,7%), с высоким уровнем не выявлено. 

- владение выразительностью речи со средним уровнем – 2 человека (13,3%), с низким уровнем – 13 человек (86,7%), с высоким уровнем не выявлено. 

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -3 человек (20%), с низким уровнем – 12 человек (80), с высоким уровнем не выявлено. 

- сопереживание героям сказок -11 человек (73,2%), с низким уровнем – 2 человека (13,4%), с высоким уровнем – 2 человека (13,4); 

- вживание в образ со средним уровнем -10 человек (66,6%), с низким уровнем – 3 человека (20%), с высоким уровнем - 2 человека (13,4%). 

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи: 

1.Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. 

2.Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении. 

3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. 

4.Познакомить детей с разными видами кукольных театров. 

5.Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности. 

6.Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. 

И мы приступили к работе через сказку. 

График проведения работ по театрализованной деятельности: 

1) «Теремок»- вторая младшая группа. 

2) «Три поросенка»- средняя группа. 

3) «Гуси лебеди»- старшая группа. 

Фото и видео отсчет предоставлен.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация