Опубликовано 30.07.2016г.
Автор: Сомова Светлана Геннадьевна,
заведующая МКДОУ детский сад № 4 «Радуга»
г. Нолинска Кировской области
Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо
сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием
человека и Отечества, их красоты и величия.
( В.А.Сухомлинский)
Проблема воспитания гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников довольно актуальна сегодня. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Перед педагогами стоит задача - создать условия для воспитания у детей любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека подтолкнуло нас на создание проекта по нравственно - патриотическому направлению, который мы назвали «Память сердца». Считаем, что чем раньше воспитывать в детях чувства сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны, чувство благодарности к поколению, чьи годы пришлись на военное лихолетье, чувство гордости за народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплоченность, мужество и отвагу, тем более сильное духом поколение мы получим в будущем.
Цель проекта: создать условия для формирования у детей представленийоб истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, дать детям возможность выразить свое отношение к этим событиям в разных видах деятельности: художественно-творческой (изготовление открыток ветеранам, оформление стенгазеты), в трудовой деятельности (разбивка клумбы, посадка цветов).
Задачи:
1. Объединить взрослых и детей общей исторической памятью, организовав сотрудничество с родителями, общественностью;
2. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них;
3. Воспитывать ответственное, бережное отношение к окружающему миру, к природе, к малой родине.
Проект нашего дошкольного учреждения был успешно осуществлен в период с апреля по июнь 2016 года, и работа в данном направлении продолжается по настоящее время.
На первом этапе проекта педагоги познакомили детей с историей Великой Отечественной войны, рассказали о примерах величайшего героизма и мужества людей в годы войны. Уточнили знания о празднике Дне Победы, объяснив, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
Использовали презентации, литературные произведения о войне, организовали встречу с ветераном войны, с помощью родителей собрали информацию о прадедах и родственниках детей, участвовавших в войне, об их героических поступках, слушали песни о войне, рассматривали различные иллюстрации, произведения живописи, связанные с темой войны и Днём Победы. Посетили парк, где установлен памятник воинам освободителям, мемориальные доски с именами не вернувшихся с войны защитников.
Результатом первого этапа стало совместно с родителями оформление стенгазеты «Наши герои», оформление праздничных открыток ветеранам войны и труженикам тыла, праздник, посвященный Дню победы.
В рамках регионального проекта «Сады Победы», который проводится Кировским региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз садоводов России», воспитанники нашего детского сада вместе с ветеранами приняли участие в посадке яблонь в городском парке, который находится неподалеку от детского сада. К акции были привлечены люди разных поколений, труженики тыла, дети войны, школьники и наши воспитанники с родителями. Эта акция объединила несколько поколений наследников Великой Победы. Торжественная закладка яблонь состоялась в мае 2016 г. Это событие послужило началом реализации второго этапа проекта.
Дети не оставили начатое дело, им захотелось снова посетить парк, посмотреть, как растут яблони. Вместе с педагогами принесли живые цветы к памятнику, прошли по аллеям парка. Решили, что яблони требуют ухода. В парк пришли, «вооружившись» поливальниками, садовым инструментом. Пропололи, прорыхлили и полили деревца. Возникла идея сделать их заметнее, что бы ни кто не мог случайно их сломить. Вскопали рядом с деревьями клумбу. Потребовалось ее как-то выделить в траве. С этой целью решили использовать камни. Ребята с удовольствием находили камешки для бордюра тут же в траве, бережно выкладывали их около яблонь. Выложив небольшие камни вдоль клумбы в виде ленты, покрасили их оранжевой краской. Посадить решили бархатцы, ведь их расцветка напоминает цвета георгиевской ленты. Назвали клумбу «Лента памяти». Трудились все вместе: педагоги, родители, дети.
Клумба получилась яркой, радуют глаз распустившиеся пышные бархатцы. Оранжевый цвет и клумба в виде вьющейся ленты похожа на цвета георгиевской ленты, цвета Победы, напоминает всем нам подвиг наших ветеранов, тех, кому мы обязаны своей жизнью. Считаем, что нам удалось в этой совместной работе показать детям то, что важно хранить память о подвигах ветеранов в годы войны, чтить тех, кто с нее не вернулся. Также хотелось заложить еще одну очень важную, на наш взгляд, мысль, что от каждого из нас зависит, какой будет наш город, а значит и наша страна.
Результат работы: дети получили необходимую информацию о людях, сражавшихся на войне, о детях войны, о тягостях тех лет, у них сохранился интерес к истории своей Родины, к их защитникам. Дети получили опыт благоустройства территории, посещают парк вместе с родителями, гордятся тем, что именно они сделали один из его уголков таким красивым. Родители осознали важность патриотического воспитания у дошкольников. Жители города могут наблюдать ухоженные клумбы, зеленеющие молодые яблони в парке. Установлено партнерское взаимодействие детского сада с общественными организациями города.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но уже сейчас, глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память об исторических событиях и о героях Великой Отечественной войны будет жить в их сердцах.