Опубликовано 01.08.2016г.
Автор: Аксенова Анастасия Ивановна
воспитатель старшей группы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»
г. Магадан
Программное содержание:
- Продолжать учить решать логические задачи путем сложения и вычитания чисел.
- Совершенствовать знания о составе чисел 5, 6, 7 из 2-х меньших чисел;
- Закрепить знание детей о последовательности дней недели;
- Продолжать развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- Развивать логическое мышление, внимание, память;
- Воспитывать усидчивость, умение слушать, отвечать четко на поставленный вопрос.
Предварительная работа:
1. Изготовить таблицы:
- числа;
- геометрические фигуры.
- Подготовить раздаточный материал;
- Подготовить демонстрационный материал.
Методические приёмы:
- Наглядные;
- Словесные (напоминания, указания, вопросы);
- Игровые (сюрпризный момент);
- Поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Демонстрационный материал:
- Картинка «человечек из геометрических фигур»;
Раздаточный материал:
- Простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка);
- Таблица с геометрическими фигурами;
- Таблица с числами;
- Листок бумаги в клетку (по одному на каждого ребёнка; размер клетки
0,5 х. 0,5 или 1 х 1 см.)
5. Числовые домики без жильцов на каждого ребенка.
Структура занятия:
- Организационный момент – 1 мин.
- Разминка – 3 мин.
- Сюрпризный момент – 2 мин
- Решение логических задач – 3 мин.
- Решение арифметических задач – 5 мин.
- Физ.минутка – 1 мин.
- Разбор состава числа – 3 мин.
- Решение задачи с использованием счёта геометрических фигур – 3 мин.
- Рисование «золотого» ключика – 3 мин.
- Итог занятия – 2 мин.
- Заключительный сюрпризный момент – 2 мин.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель: Ребята, подошли все ко мне и сделали большой красивый круг. Сегодня у нас с вами будет необычное занятие, на котором мы вспомним состав чисел 5,6,7; будем решать логические задачи путем сложения и вычитания; повторим дни недели.
Но сначала, я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Не зевай, на вопросы быстро отвечай».
1. Какой сегодня день недели?
2. Сколько всего дней в неделе?
3. Назови пятый день недели?
4. Назови третий день недели?
5. Седьмой день недели?
6. Назови рабочие дни (будни)?
7. Как называются «выходные» дни недели?
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас тихонечко пройдите все на свои места.
Стульчики пододвинули к столу, спина ровная, руки положили перед собой или на колени.
В.: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку.
Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам Буратино. Вот оно. Давайте, узнаем, что в нем.
ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Ребята, пожалуйста, помогите!»
Итак, первое задание находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, у которой нет углов. У какой геометрической фигуры нет углов? (Круг)
В.: - Да, это круг. Если вы правильно выполните задание, то в конце найдёте подсказку».
Пожалуйста, пододвиньте к себе таблицы с геометрическими фигурами, и числами. В первой таблице нужно вставить пропущенные геометрические фигуры, а во второй таблице нужно вставить пропущенные цифры. (Смотрите приложение 1).
В.: – А теперь, давайте проверим, как вы справились с заданием. (Опрос 2 ребенка).
И давайте, сверим с моим образцом, если кто-то сделал ошибку, зачеркните и рядом напишите правильный ответ.
В.: – Молодцы, ребята. А вот и подсказка. Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?
Дети: - 3 угла у треугольника.(2 ребенка)
В.: – Правильно, а сейчас слушайте внимательно, вам нужно решить задачи и дать полный ответ, на поставленный вопрос?
Задача № 1
« В пруду плавали две утки. Прилетели еще 2 утки. Сколько уток плавает в пруду?»
(в пруду плавает 4 утки)
Задача № 2.
«На лужайке играли 4 медвежонка, двое из них залезли на дерево. Сколько медвежат осталось на лужайке? (на лужайке осталось 2 медвежонка)
Задача № 3.
«Пять машин стояло на стоянке
Две машины уехали
Сколько машин осталось на стоянке». (На стоянке осталось 3 машины).
Задача № 4.
Расставил Андрюшка в два ряда игрушки,
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Следом за ними лиса и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка? (Андрюшка расставил 4 игрушки).
В.: – Молодцы, справились с заданием. Вы запомнили решение последней задачи?
Дети: – 4.
В.: - Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой все стороны равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны и 4 угла?
Дети: - Это квадрат.
В.: - Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён квадрат, давайте сделаем гимнастику и превратимся на время в Буратино, встали все возле своих мест.
ФИЗ.МИНУТКА «БУРАТИНО»
«Буратино потянулся, - встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться
в исходное положение;
Вот нагнулся, разогнулся, - руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон
вперёд. Выпрямиться;
Руки в стороны развёл, - развести руки в стороны;
Ключик видно не нашёл, - повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо;
Чтобы ключик нам достать - опустить руки вниз;
Надо на носочки встать - встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть
руки перед собой;
И руками помахать». - помахать руками.
В.: - Молодцы, а теперь сели все тихонечко, пододвинули стульчики, спинку выпрямили и руки положили перед собой. А теперь откроем конверт, на котором изображён квадрат.
( воспитатель открывает конверт, достаёт задание).
Задание № 4.
В.: - Ребята, посмотрите, какой у меня красивый домик! Только вот никто в нем не живет. Пожалуйста, пододвиньте к себе свои домики, они у вас пронумерованы, вам нужно заселить жильцов на каждом этаже так, чтобы количество жильцов было равно номеру домика (см. приложение № 2).
(дети выполняют письменное задание).
В.: - Все справились? Давайте проверим. Арина, пожалуйста, расскажи, как ты заселила жильцов.
( Ребенок рассказывает, как он выполнил задание, все проверяют свои работы – опрос 2 ребенка).
Молодцы, ребята! Осталось всего 2 конверта. Какой же из них следующий? А вы мне сейчас сами подскажите. У какой геометрической фигуры 4 угла и равны противоположные стороны?
В.: – Правильно, это прямоугольник. Давайте, посмотрим, что в нем.
(воспитатель берёт прямоугольник и читает напечатанный на нём текст)
Задание № 5.
«Найдите в группе необычного мальчика. Ксюша нам поможет. Ксюша пожалуйста, тебе нужно повернуться направо и сделать 5 шагов прямо, затем повернуть налево и дойди до аквариума. Справа от аквариума лежит большой конверт. Пожалуйста, принеси его мне.
В.: – Давайте, посмотрим, что же там находится. Ребята, это правда необычный мальчик. Из чего же он состоит? (См. приложение № 3).
Дети: – Мальчик состоит из геометрических фигур.
В.: - Назовите их.
Дети: круги, прямоугольники, квадраты, треугольники. (Опрос 2 ребенка)
В.: - А теперь давайте их посчитаем:
- Сколько КРУГОВ понадобилось для изображения мальчика? (6)
- Сколько ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ-------------------------------------(4)
- Сколько КВАДРАТОВ--------------------------------------------------(3)
- Сколько ТРЕУГОЛЬНИКОВ-------------------------------------------- (7)
(раздаётся стук в дверь, в группу вносится конверт)
В.: - Это нам? Спасибо. А от кого оно?
- Это письмо от лисы Алисы и кота Базилио. Нужно срочно его прочитать.
Чтение письма.
«Ребята, вы такие молодцы, вы все справились с заданиями и поэтому мы решили вернуть вам Буратино. Но у нас есть одно условие: вы должны нарисовать нам подарки. Рисовать вы должны по клеточкам. Мы вам принесли планчик».
В.: - Ребята, здесь есть план. Но сначала давайте сделаем гимнастику для глаз. Встали все на ноги. И повторяем за мной. Молодцы, а теперь положите листы перед собой, поставьте карандаш на красную точку. Во время математического диктанта должна быть полная тишина. Начинаем.
4 клетки – вправо
2 клетки – вверх
4 клетки – вправо
5 клеток – вниз
4 клетки – влево
2 клетки – вверх
4 клетки – влево
1 клетка – вниз
1 клетка – влево
1 клетка – вниз
1 клетка – влево
3 клетки – вверх
В.: - Что у вас получилось?
Дети: – ключики.
В.: - Давайте оправим все ваши ключики лисе Алисе и коту Базилио. Пусть они помогут освободить Буратино. (работы собирают 2 ребенка, затем дети отдают воспитателю ключи, и работы выносятся за пределы группы, где другой педагог отдает Буратино и угощение для детей.
Подводится итог занятия.
«Ребята! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик, и передали вам угощение. Я обещаю вам, что буду хорошо учиться и слушаться Папу Карло. А теперь, я спешу на урок. До свидания! »
Ребята, молодцы, на этом и наше занятие закончено. Положили руку на голову:
«Я сегодня молодец, настоящий огурец».