0+



 

Опубликовано 03.08.2016г.

 

 Автор: Ушпик Елена Александровна, 

заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Родничок» п. Краснознаменский Щелковского муниципального района Московской области

 

Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 века Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей». Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них - права ребенка и их защита. История показывает, что каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для защиты прав индивида, и что лозунги о счастливом детстве, не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями.

Проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению, она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно-обоснованного комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими гармоничное развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.

Дети – не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая, ценность. Это особая, со своими интересами социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества. Именно дети оказались незащищенными  в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки сказались, прежде всего, на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, бегство детей из семей из-за жесткого с ними обращения, рост количества дел о лишении родительских прав и социального сиротства – неутешительные факты из жизни российского государства постсоветского периода. Подтверждение тому официальная статистика: за последние несколько лет происходит, постоянное, ухудшение положения детей, отмечается многократный рост посягательств на их права, в том числе семейные.

Анализ семейного законодательства показал, что российский ребенок наделен определенным комплексом прав. Между тем реализация прав ребенка, признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением некоторых положений законов в области прав детей.

 Полным ходом идет запись детей в детский сад. Малыши с трепетом ждут начала очередного этапа своей жизни – когда они впервые переступят порог детского сада и на целый день останутся без мамы и папы. Настоящая тренировка самостоятельности и терпения!

Родители, в свою очередь, тоже ждут поступления ребенка в детский сад – только, как правило, их чувства намного ярче и многогранней. Волнение, грусть, озабоченность, страх – и это только некоторые из тех эмоций, которые испытывают родители будущего детсадовца. Важным вопросом при поступлении ребенка в детский сад также являются права ребенка в детском саду. Мало кто из родителей в точности знает, на что имеет право их ребенок при посещении детского сада, что приводит к непониманиям и конфликтам.

 Занятие: «О правах – играя».

Цель: Дать детям общее представление об  их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Материал: Книга, на обложке которой написано «Права ребенка». Костюм Бабы Яги. Дом Бабы Яги. На каждого ребенка – подушка-«думка», искусственный цветок (вырезанный из плотной бумаги силуэт), иконы-символы: «Все имеют равные права», «Имя детям, «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота».

Музыкальное оформление: аудиозапись с голосами лесных птиц.

В групповой комнате отведено место для подвижных игр, где стоит дом Бабы Яги, покрытый белой тканью (перед ним разложены подушки, сбоку выложены цветы).

Ход занятия:

Воспитатель: Я рада нашей встрече. Сегодня мы знакомимся с одной занимательной книгой. Она называется «Права ребенка». Это чудо-книга расскажет вам о правах детей.

Баба Яга: (забирает книгу у воспитателя). Малы вы еще права изучать! А эту книгу я почитаю. (Уходит в зону подвижных игр, прячется за своей избушкой).

Воспитатель: Ну и Баба Яга! Отобрала нашу книгу, и была такова! Что же нам теперь делать? (ответы детей).  Правильно, давайте ее догоним и вернем нашу книгу.

Воспитатель (указывает на дом, покрытый белой тканью). Вот за этой снежной горой в лесу живет Баба Яга. Трудно через гору перебраться, но нам помогут волшебные тучки (указывает на подушки). Садитесь скорее, и – полетели. Мы летим очень быстро, поэтому закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем! Держитесь крепче за тучки! Чувствуете, как быстро мы летим? Вот уже и гора позади.

Включает магнитофон с записью голосов птиц. Медленно увеличивает звук. Снимает ткань с дома Бабы Яги.

Воспитатель: Слышите? Птицы поют. Мы подлетаем к лесу. Открывайте глаза. Приземляемся на поляне. Вот избушка Бабы Яги. Постучим?

Баба Яга: Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду.

Воспитатель: Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые. Ты даже птиц своим криком напугала.

Баба Яга: Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?

Воспитатель: Да, Баба Яга, мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас украла.

Баба Яга: Ничего я у вас не крала, просто забрала. Вы на эту книгу н6икаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге написаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-Разбойника. А еще дети, которые верят в Бабу Ягу и Кащея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной национальности с ней. Вот так!

Воспитатель: Как вы думаете, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? Конечно, нет. Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи и в кого вы верите. (Раздает жетоны-символы «Все имеют равные права»). Так что, Баба Яга, ты не права, верни нам нашу книгу.

Баба Яга: Ой-ой! Умные какие! Ну-ка, ну-ка, подойди ко мне вот ты, номер один.

Воспитатель: Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них ведь есть имена, у каждого свое.

Баба Яга: Имена? А зачем им давать имена, если дети все маленькие, все одинаковые? Обойдутся номерами.

Воспитатель: Вы согласны, что все дети одинаковые? (ответы детей). Докажите это Бабе Яге. ( У одного ребенка черные волосы и голубые глаза, он высокий и медлительный. Другой ребенок светловолосый, кареглазый, с веснушками. Он очень веселый и ловкий. И т.п.) Ну что, Баба Яга, убедили мы тебя? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя? (Раздает жетоны-символы «Имя»).

Баба Яга: Хорошо, признаю за вами это право.

Воспитатель: Тогда давайте представимся Бабе Яге, а эхо нам поможет.

Проводится игра «Эхо». Дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, остальные хором их повторяют.

Воспитатель: Теперь, Баба Яга, верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.

Баба Яга: Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.

Воспитатель: Это еще почему?

Баба Яга: Потому что книги читать имеют право только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – дети врачей.

Воспитатель: ну, ты и наговорила. Дети, как вы думаете, справедливо то, что сказала Баба Яга? (ответы детей). Баба Яга, каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение, и обучение. (Раздает жетоны-символы «Дом», «Лечение», «Обучение». Баба Яга уходит в свой дом).

Воспитатель: Мне почему-то стало жалко Бабу Ягу. Может, она потому плохие поступки совершает, что никто ее не любит, никто о ней не заботится. Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и вы. (Раздает соответствующие жетоны-символы). Бабу Ягу даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте это мы сделаем. Сорвем по цветочку и ей подарим. Собирают цветы, стучаться в дверь избушки. Баба Яга выходит. Дети поздравляют ее с днем рождения и дарят ей цветы. Баба Яга смущается, благодарит.

Воспитатель: Нам пора возвращаться. Седлайте ваши тучки, и полетим домой.

Баба Яга: Подождите! Возьмите вашу книгу. Я ведь тоже способна на хорошие дела.

Воспитатель: Спасибо, Баба Яга. Приходи к нам в гости. У нас есть еще много интересных книг. До свидания.

Баба Яга: До свидания. Спасибо за приглашение, я обязательно приду.

Воспитатель: Все на месте? Полетели! Не забудьте закрыть глаза.

(Включает магнитофон с записью птичьих голосов, на дом Бабы Яги набрасывает ткань. Баба Яга уходит).

Раз, два, три, четыре, пять – вот и дома мы опять. (Встают с подушек, уходят с места для подвижных игр).

Понравилось вам путешествие?  А что больше всего понравилось?  (ответы детей). О каких своих правах вы сегодня узнали? (Ответы детей с опорой на жетоны-символы). Молодцы, запомнили свои права. Мы еще раз встретимся с этой книгой, которая познакомит вас и с другими правами. Спасибо всем. Мне было очень приятно и интересно с вами.

 Литература:

1. Общая теория прав человека / Рук-ль авт. коллектива и ответ, редактор Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 29 30: Витрук HB. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 25-34; Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М„ 1978. С. 119-135; Матузов НИ. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 75; и др.

2. Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект)/Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: СГАП, 2005. (21,0 п. л.). Рецензия: Борисова Н.Е. // Государство и право. 2006. №7. С. 123 - 124.

3.  Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)

4.  Декларация прав ребёнка (1959 г.)

5.  Семейный кодекс Российской Федерации.

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
7.   Закон «Об образовании» 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация