Опубликовано 05.08.2016г.
Автор: Ефремова Юлия Леонидовна
воспитатель БМАДОУ «Детский сад №17»
г. Березовский
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования-ФГОС ДО - говорится, что самой основной задачей для детского сада-является создание условий для качественного и доступного образования для любого ребенка. ФГОС ДО дает определение, что реализация основной образовательной программы ДОУ должна быть осуществлена в формах доступных и интересных для детей разных возрастных групп. Предпочтение отдается играм, реализации познавательной, экспериментальной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В своей образовательной работе я начала постепенно осваивать и реализовывать метод проектов. Я считаю, что проектная деятельность дошкольников является интересным средством обеспечения взаимодействия взрослых и детей, способом реализации личностного-ориентированного подхода к образованию. Проектная деятельность активно вовлекает дошкольников в воспитательный и образовательный процесс, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ребенок получает бесценный опыт самостоятельной деятельности. У него повышается самооценка и уверенность в собственных возможностях. При возникновении проблем в дальнейшем обучении и развитии –дошкольник будет стараться сам искать решение появившейся задачи и будет чувствовать себя гораздо устойчивей и успешней в новых условиях.
В апреле этого года (2016) - 12.04.2016- произошло знаменательное календарное событие. 55 лет назад Юрий Алексеевич Гагарин -стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Мы с ребятами не смогли обойти своим вниманием столь интересное событие и посвятили теме Космоса целую неделю. В течение этого времени мы активно обсуждали и изучали все, что связано с Космосом, проводили творческие занятия, участвовали в конкурсе «Путешествие в Космос», провели открытый урок по теме «Звезды и Созвездия- мифы и легенды». И результатом такой активной работы – стал проект «Космическая Одиссея».
Педагогический проект:
«Космическая Одиссея»
Тип вид проекта: групповой, индивидуальный, познавательно- творческой направленности.
Проблема:
- Мы живем в очень стремительное и активное время, век новых технологий и научных открытий. Интернет и компьютеры заменили людям книги и энциклопедии. Космос перестал быть для людей таким таинственным и непостижимым. Стал простым и обыденным- как все-нас окружающее. Дети перестали играть в космонавтов и мечтать о полетах на Луну. Перестали интересоваться тайнами Вселенной и грезить об открытии новых Звезд.
- У детей не сформированы основные представления о истории покорения Космоса с древних времен до наших дней, об известных космонавтах, о профессиях людей- причастных к изучению Космического пространства.
Проблема на уровне ребенка:
Хочу узнать какими качествами характера должен обладать космонавт? Что он должен знать о Космосе? Смогу ли я в будущем стать космонавтом?
Цель проекта:
- Сформировать у дошкольников познавательный интерес к теме Космоса.
- Познакомить детей с историей освоения Космоса с древних времен до наших дней.
- Дать представление детям о профессии космонавта, о других профессиях- имеющим отношение к космическим исследованиям, к созданию космических кораблей настоящего и будущего.
Задачи проекта:
1.Расширять кругозор детей. Знакомить их с историей нашей страны, с этапами покорения Космоса.
2.Развивать познавательно-исследовательскую активность детей и творческий потенциал.
3.Привлечь детей совместно с родителями к созданию выставки творческих работ, приуроченных к 55-летию полета Юрия Гагарина вокруг Земли.
4.Воспитывать у дошкольников чувства гордости за свою страну, за свою родину.
Сроки проведения: кратковременный, в течение недели.
Участники: дети, педагог, родители.
Возраст детей: старшая группа (5-6лет)
Продукт проекта:
- Создание выставки творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями к 55-летию полета Юрия Гагарина вокруг Земли.
- Пополнение пространственно-развивающей среды группы познавательной литературой и макетами выставочных работ. Создание уголка «Мой Космос».
- Проведение открытого урока «Звезды и Созвездия-мифы и легенды» с помощью совместной групповой творческой работы дошкольников.
- Проведение наглядной познавательной мини- экскурсии с использованием макетов космических спутников, ракет и экспозиции планет.
- Участие во Всероссийской выставке творческих работ «Покорение Космоса».
Предполагаемый результат:
1.У дошкольников развиваются первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности.
2.У детей появляются навыки продуктивной деятельности.
3.Дети знакомятся с профессией космонавта, у них формируется интерес к истории Космоса и своей страны.
4.Совместная творческая работа детей с родителями обеспечивает тесное взаимодействие в сфере-детско-родительских отношений.
5.Реализация проекта способствует дальнейшей успешной социализации детей в обществе.
Возможности использования данного проекта в семейном воспитании:
1.Улучшение детско-родительских отношений при решении общей задачи: создание творческой работы для участия в выставке.
2.Сплочение детского, родительского коллективов и педагогов ДОУ.
3.Мотивация родителей для совместной познавательно-творческой деятельности с ребенком, с целью изучения истории своей страны и мировой истории освоения Космоса.
|
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Физическое развитие |
Социально-коммуникативное развитие |
Понедельник: «Серьезная профессия-космонавт» |
Беседа «Что такое Космос?» |
Игра «Неоконченный рассказ» -тема «Я лечу к звездам» |
Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» |
Игра «Самый ловкий космонавт» |
Проблемная ситуация «Мы услышали таинственный звук с другой планеты» |
Вторник: «Изучение неба, космического пространства в древнее и в наше время» |
Тематическая беседа –презентация «Строение Солнечной системы» |
Игра «Составление словаря космических понятий» |
Конструирование корпуса ракеты из бумаги в технике оригами |
Игра «Солнце! Земля! Воздух! Вода!» |
Безопасность прежде всего «Для чего необходимо быть внимательным и дисциплинированным» |
Среда: «Парад Планет» |
Тематическая беседа с использованием наглядных методических пособий «Особенности планет Солнечной Системы» |
Игра «Заполнение бортового журнала» |
Тематическое рисование «Путь к звездам» |
Игра «Космодром» |
Правила поведения на экскурсии в Планетарий-обсуждение |
Четверг «Есть ли жизнь на других планетах?» |
ФЭМП- «Составление цифровой карты схемы для полета на Марс» |
Чтение и обсуждение глав из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» |
Лепка. Техника пластилино-графия «Веселые инопланетяне» |
Веселая эстафета «Веселые инопланетяне» |
Сюжетно- ролевая игра «Наш дом планета Земля» |
Пятница: «Звезды и Созвездия-мифы и легенды» |
Открытый урок с использованием педагогической технологии «Река Времени» |
Знакомство с мифами и легендами возникновения Созвездий в древнее время |
Графическое рисование «Создай свое Созвездие» -работа с небесными картами |
Игра «Геометрические фигуры и Созвездия» |
Создание и оформление выставки творческих работ детей к 55-летию полета Ю. Гагарина вокруг Земли |
Взаимодействие с родителями: Создание совместно с детьми творческих поделок и макетов для выставки и для пополнения тематического уголка «Космос» в группе. Пополнение литературного уголка книгами и энциклопедиями с тематикой Космос.
Заключение:
Таким образом, в течение всей нашей тематической недели, посвященной Космосу и благодаря всему проекту-дети стали проявлять больше интереса и любознательности к данной теме. Познавательная активность и творческая реализация поднялась на довольно высокий уровень. Дети стали задавать еще больше вопросов по данной теме -как воспитателю, так и родителям. Дети проявляют инициативу в познавательно- исследовательской деятельности- стали больше интересоваться предложенными книгами и энциклопедиями. Стали больше рисовать работ с космической тематикой. С интересом и гордостью рассказывают дома о своих достижениях родителям.
Я считаю, что в ходе работы над проектом, не только дети получили новые знания, умения и навыки-но и родители с удовольствием вспомнили свое детство и стали более активны и отзывчивы к диалогу с воспитателем.