Опубликовано 06.08.2016г.
Автор: Тимофеева Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
«Гимназия-интернат №34» г. Нижнекамска РТ
Цели урока: изучение повести А.С.Пушкина «Пиковая дама», развитие навыков анализа художественного произведения у учащихся; помочь учащимся уяснить идейно-нравственный смысл повести.
Оборудование к уроку: доска и стена кабинета, на которую обращены глаза учащихся, увешаны портретами современников А.С.Пушкина, видами Петербурга, между которыми помещаются изображения игральных карт разных мастей, оценочные суждения о повести «Пиковая дама»; в центре – изображение автора произведения и портрет Голицыной; старинное кресло; проектор, кинофрагмент эпизода «Германн в кабинете графини»; музыкальная запись вальса.
Учитель. В 1833 году в Болдино А.С.Пушкин написал небольшую повесть «Пиковая дама». Через несколько месяцев она была напечатана в «Библиотеке для чтения» и сразу привлекла внимание современников (прочитать несколько мнений из приведенных на стене), даже царский двор был от неё в восторге. Попробуем определить тему этого нашумевшего произведения А.С.Пушкина. Следует обсуждение темы повести. (В данном случае и далее основные выводы учащиеся записывают в тетрадь)
Итак, «Пиковая дама» - это произведение о том, как стремление к обогащению привело героя к гибели, как желание разбогатеть за карточным столом обернулось безумием.
Обратим внимание на то, что, как и в повести «Капитанская дочка», в произведении есть эпиграф: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Вспомним, что такое эпиграф и подумаем над его смыслом.
Учитель. Пиковая дама - эта карта сыграла роковую роль в судьбе главного героя повести инженера Германна. Он не должен был полагаться на неё, так как карта обозначает тайную недоброжелательность, враждебность к игроку.
В основе сюжета лежит история, которую писатель не выдумал. Прототипом старухи графини явилась княгиня Голицына, одна из петербургских знакомых Пушкина. Это историю из её жизни рассказал Томский в 1 главе.
Послушаем рассказ самой графини Анны Федоровны о том, что с ней произошло в молодости, когда она жила в Париже и была там в большой моде.
Монолог графини (театральный приём). Ученица «в образе», в соответствующем костюме, с веером в руках, сидя в кресле, произносит от 1 лица историю, рассказанную Томским в 1 главе повести.
- Эту загадочную историю, как и вы сейчас, услышал бедный военный инженер Германн. Давайте с ним познакомимся поближе. Расскажите о нём.
Далее обсуждается характеристика героя. Она может быть подготовлена и заранее кем-то из учеников. В ней необходимо подчеркнуть, что Германн – бедный человек, который строго выполнял завет отца, не тратил деньги за карточным столом, а скромно жил на проценты с завещанного отцовского капитала.
Беседа по вопросам:
- Почему Германн, никогда не игравший, постоянно наблюдает за игрой других? О чём говорит это постоянное внимание к игре?
- Как подействовала на Германна история о трёх картах?
- Что придумал Германн, чтобы узнать тайну заветных карт?
- Чтобы приблизиться к графине, Германн решил использовать её воспитанницу Лизу. Расскажите о ней. (Ответ на вопрос может быть подготовлен заранее кем-то из учеников)
- Почему автор назвал Лизу «домашней мученицей»? О чём, по-вашему, мечтала эта бедная девушка?
- Почему Лиза поверила, что незнакомец полюбил её?
Девушка, мечтающая выйти замуж и избавиться от капризной старухи, назначила Герману свидание. Ночью он незаметно проник в дом и спрятался в кабинете графини.
Просмотр кинофрагмента «Германн в кабинете графини» и обсуждение эпизода:
- Почему напуганная графиня не сказала, какие карту помогут Германну выиграть?
- Старуха клялась, что история с картами – выдумка, шутка. Почему Германн не верит ей?
- Германн абсолютно поверил в то, что графиня знает комбинацию карт, которая гарантирует выигрыш. Нужно только узнать, на какие карты ставить. Несколько недель он только и думал, как добраться до графини и заставить её назвать три счастливые карты. Но старуха умерла от ночного кошмара, так ничего и не сказав. Почему же после её смерти Германн пришёл в комнату Лизы? Ведь он её не любит и она ему не нужна.
Учитель. Германнну не жаль Лизу. Ему просто хочется завершить эту историю, и он как есть, не подбирая слов и выражений, рассказал девушке, как притворился влюбленным, чтобы попасть в дом и без свидетелей поговорить с графиней и выведать тайну трёх карт. Что всё он делал ради денег, а Лиза была его «слепой помощницей».
Незадолго до трагической развязки на балу состоялся интересный разговор Лизы и Томского, в котором речь зашла о Германне.
Инсценировка (эпизод из 4 главы повести). Танец Лизы и Томского. Юноша и девушка в костюмах танцуют вальс и под музыку произносят диалог:
Лиза. Вы только что спросили у графини дозволения представить ей своего приятеля. Он военный инженер?
Томский. Нет, он конногвардеец. Но у меня есть знакомый инженерный офицер. Человек очень замечательный.
Лиза. Кто же этот замечательный человек?
Томский. Его зовут Германном. Этот Германн – лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, на его совести по крайней мере три злодейства. Как вы побледнели!
Лиза. У меня голова болит…
Учитель. Томский во время мазурки шутил, предполагая, что Лизе нравится его приятель. Но в конечном итоге он оказался прав.
- В каких трёх преступлениях виновен Германн?
В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что главный герой виноват в преждевременной смерти графини; он жестоко использовал бедную Лизу, разбил её сердце, веру в любовь; и третье преступление он совершил против себя.
Прочитаем, как Германн провел день после похорон графини ( 5 гл.). Он «был расстроен», «пил очень много», «спал не раздеваясь». А.Пушкин не случайно обратил наше внимание на эти детали в поведении героя пред появлением привидения. Автор нам подсказывает, что фантастический сон - это результат больной совести, волнения, выпивки. Не должен человек доверять тому, что он представил в состоянии опьянения. А Германн не поверил живой графине, зато доверился привидению.
-Посмотрите, как изменилось поведение Германна в последней главе в сравнении с первой.
Германн по отцу немец. Он жил очень расчетливо, берёг отцовский капитал. И хотя он был азартным человеком, никогда не играл в карты, «боясь потерять последнее в надежде приобрести излишнее». Но он настолько поверил легенде о трёх счастливых картах, что нарушил обещание, данное отцу, изменил своей привычке и стал играть. Он хотел «вынудить клад у очаровательной фортуны», как сказал А.С.Пушкин.
- Чем закончились игры с фортуной для Германна?
- А почему несчастная Лиза в конце концов нашла своё счастье?
Обсуждение последних вопросов позволит раскрыть нравственную суть произведения А.С.Пушкина. Дети приходят к выводу, что Германн наказан судьбой, он проиграл состояние отца; не выполнил наказ старухи жениться на Лизе. Узнав тайну трех карт, он не пошёл к обиженной им девушке и вообще ни в одном своём преступлении не раскаялся. А счастье Лизы было оплачено глубоким раскаянием и страданием. Герой жажадал денег, богатства, успеха, верил, что за годы самоограничения, скромного прозябания будет вознаграждён за карточным столом. Все свои деньги он поставил на карты, названные привидением, – и проиграл. «Дама ваша убита»,- итог игры Германна с фортуной. Карты, которым он доверился, привели его к безумию. Так автор замечательной повести «Пиковая дама» показал нам, что преступление не может привести человека к счастью, а игры с судьбой опасны и бессмысленны.