0+



 

Опубликовано 06.08.2016г.

 Автор: Тимофеева Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

«Гимназия-интернат №34» г. Нижнекамска РТ

 

Цели урока: изучение повести А.С.Пушкина «Пиковая дама», развитие навыков анализа художественного произведения у  учащихся; помочь учащимся уяснить  идейно-нравственный смысл повести.  

Оборудование к уроку: доска и  стена кабинета, на которую обращены глаза учащихся, увешаны портретами современников  А.С.Пушкина, видами Петербурга, между которыми помещаются изображения  игральных карт разных мастей, оценочные суждения о повести «Пиковая дама»; в центре – изображение автора произведения и портрет Голицыной; старинное кресло; проектор, кинофрагмент эпизода «Германн в кабинете графини»;  музыкальная запись вальса.

Учитель. В 1833 году в Болдино А.С.Пушкин написал небольшую повесть «Пиковая дама». Через несколько месяцев она была напечатана в «Библиотеке для чтения» и сразу привлекла внимание современников (прочитать несколько мнений из приведенных на стене), даже царский двор был от неё в восторге. Попробуем определить тему этого нашумевшего произведения А.С.Пушкина. Следует обсуждение темы повести. (В данном случае и далее основные выводы учащиеся записывают в тетрадь)

Итак,  «Пиковая дама» -  это произведение о том, как стремление к обогащению привело героя к гибели, как желание  разбогатеть за карточным столом обернулось безумием.

Обратим внимание на то, что, как и в повести «Капитанская дочка», в  произведении есть эпиграф: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Вспомним, что такое эпиграф и подумаем над его смыслом.

Учитель. Пиковая дама - эта карта сыграла роковую роль в судьбе главного героя повести инженера Германна. Он не должен был полагаться на неё, так как  карта обозначает тайную недоброжелательность, враждебность к игроку.

В основе сюжета  лежит история, которую писатель не выдумал. Прототипом старухи графини  явилась княгиня Голицына, одна из петербургских знакомых Пушкина. Это историю из её жизни  рассказал Томский в 1 главе.

Послушаем рассказ самой графини Анны Федоровны о том, что с ней произошло в молодости, когда она  жила в Париже и была там в большой моде.

Монолог графини (театральный приём). Ученица «в образе», в соответствующем костюме, с веером в руках, сидя в кресле, произносит от 1 лица  историю, рассказанную Томским в 1 главе повести.

- Эту  загадочную историю, как и вы сейчас, услышал бедный военный инженер Германн. Давайте с ним познакомимся поближе. Расскажите о нём. 

Далее обсуждается  характеристика героя.  Она может быть подготовлена  и  заранее кем-то из учеников. В ней необходимо подчеркнуть, что  Германн – бедный человек, который     строго  выполнял   завет отца,  не тратил  деньги  за карточным столом, а скромно жил на  проценты с завещанного отцовского капитала.

Беседа по вопросам:

- Почему Германн, никогда не игравший, постоянно наблюдает за игрой других? О чём  говорит это постоянное внимание к игре?

- Как подействовала на Германна история о трёх картах?

- Что придумал Германн, чтобы узнать тайну  заветных карт?

- Чтобы приблизиться к графине, Германн решил использовать её воспитанницу Лизу. Расскажите о ней. (Ответ на вопрос может быть подготовлен заранее кем-то из учеников)

- Почему автор назвал Лизу «домашней мученицей»? О чём, по-вашему, мечтала эта бедная девушка?

- Почему Лиза поверила, что незнакомец  полюбил её?

Девушка, мечтающая выйти замуж и избавиться от капризной старухи,  назначила  Герману свидание. Ночью  он незаметно проник в дом и спрятался в кабинете графини.

Просмотр кинофрагмента «Германн в кабинете графини» и обсуждение эпизода:

- Почему напуганная графиня не сказала, какие карту помогут Германну выиграть?

- Старуха клялась, что история с картами – выдумка, шутка. Почему Германн не верит ей?

- Германн  абсолютно поверил в то, что  графиня знает  комбинацию  карт, которая  гарантирует  выигрыш. Нужно только узнать, на какие карты ставить. Несколько недель он только и думал, как добраться до графини и  заставить её назвать три счастливые карты. Но старуха умерла от ночного кошмара, так ничего и не сказав. Почему же после её смерти  Германн пришёл в комнату Лизы? Ведь он её не любит и она ему не нужна.

Учитель. Германнну не жаль Лизу. Ему просто хочется завершить эту историю, и он как есть, не подбирая слов и выражений, рассказал девушке, как притворился влюбленным, чтобы попасть в дом и без свидетелей поговорить с графиней и выведать тайну трёх  карт. Что всё он делал ради денег, а Лиза была его «слепой помощницей».

Незадолго  до трагической развязки на балу состоялся интересный разговор Лизы и Томского, в котором речь зашла о Германне.

Инсценировка  (эпизод из 4 главы  повести). Танец Лизы и Томского. Юноша и девушка в костюмах  танцуют вальс  и под музыку  произносят  диалог:

Лиза. Вы только что спросили  у графини дозволения представить ей  своего приятеля. Он военный инженер?

Томский.  Нет, он конногвардеец. Но у меня есть знакомый инженерный офицер. Человек очень замечательный.

Лиза. Кто же этот замечательный человек?

Томский. Его зовут Германном. Этот Германн – лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, на его совести по крайней мере  три злодейства. Как вы побледнели!

Лиза. У меня голова болит…

Учитель. Томский во время мазурки шутил, предполагая, что Лизе нравится его приятель. Но в конечном итоге он оказался прав.

-  В каких  трёх преступлениях  виновен Германн?

В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что главный герой виноват в преждевременной смерти графини; он жестоко использовал бедную Лизу, разбил её сердце, веру в любовь; и третье преступление он совершил против себя.

Прочитаем, как Германн провел день после похорон графини ( 5 гл.). Он «был расстроен», «пил очень много», «спал не раздеваясь». А.Пушкин не случайно обратил наше внимание на эти детали в поведении героя  пред появлением привидения. Автор нам подсказывает, что  фантастический сон - это результат больной совести, волнения, выпивки. Не должен человек доверять тому, что он представил в состоянии опьянения. А Германн не поверил живой графине, зато доверился  привидению.

-Посмотрите, как изменилось поведение Германна в последней главе в сравнении с первой.

Германн по отцу немец. Он жил очень расчетливо, берёг отцовский капитал. И хотя он был азартным человеком, никогда не играл в карты, «боясь потерять последнее в надежде приобрести излишнее». Но он настолько поверил легенде о трёх  счастливых картах, что нарушил  обещание, данное отцу, изменил своей привычке и стал играть. Он хотел «вынудить клад у очаровательной фортуны», как сказал А.С.Пушкин.

- Чем закончились игры с фортуной для Германна?

- А почему несчастная Лиза в конце концов нашла своё счастье?

Обсуждение последних вопросов  позволит раскрыть нравственную суть произведения А.С.Пушкина.  Дети приходят к выводу, что Германн  наказан судьбой, он проиграл состояние отца;   не выполнил наказ  старухи жениться на Лизе. Узнав тайну трех карт,  он  не пошёл  к обиженной им  девушке и  вообще   ни в одном своём преступлении  не раскаялся. А  счастье  Лизы  было оплачено глубоким раскаянием и страданием. Герой  жажадал денег, богатства, успеха, верил, что за годы самоограничения, скромного прозябания   будет вознаграждён за карточным столом. Все свои деньги он поставил на карты, названные привидением, – и проиграл. «Дама ваша убита»,- итог игры Германна с фортуной. Карты, которым  он доверился, привели его к безумию.  Так автор замечательной повести «Пиковая дама» показал нам, что преступление не может привести человека к счастью, а игры с судьбой опасны и бессмысленны. 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация