Опубликовано 20.08.2016г.
Автор: Иванова Вера Ивановна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ № 37, г. Оренбург
Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта является то, что впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности.
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.
Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности, пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей есть различные способы познания: действия и собственный практический опыт; объяснения, рассказы, наблюдения; знакомство с различными источниками информации: книги, телевидение, компьютер.
Уровень развития мыслительных операций (анализ, обобщение, сравнение, классификация и др.) у ребенка позволяет ему осознанно разбираться в сведениях о нашем мире. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире.
Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.
Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию надо работать строго со специальным оборудованием (пробирки, колбы, микроскопы, держатели, спиртовки и др.) и тогда он сохранит первые впечатления.
Исследования можно проводить в играх с природным и предметным материалом, например:
- «Из чего можно построить дом?» - ребенок вспоминает виды строительного материала, подбирает сопутствующие материалы, представляет, как его будет строить, воспроизводит в мыслях его общий вид.
- «Искупаем куклу» - знакомят со свойствами воды, мыла, действием водных процедур на организм человека и др.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам: по характеру объектов опыты с растениями, с растениями, с объектами неживой природы), по месту проведения опытов (в групповой комнате, на участке, в лесу, в поле), по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные), по причине их проведения (случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка), по характеру познавательной деятельности (иллюстративные, поисковые).
Случайные наблюдения и эксперименты не требуют специальной подготовки, но педагог должен обладать немалыми биологическими познаниями, постоянно заниматься самообразованием.
Плановые наблюдения и эксперименты начинаются с определения дидактических задач, затем выбирается объект, соответствующим требованиям. Воспитатель знакомит с ним заранее – и на практике, и по художественной литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель и задачу, которую должна быть решена. Дает время на обдумывание, обсуждение методики и хода эксперимента и затем привлекает детей к проведению эксперимента
Постановка эксперимента является не самоцелью, а одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей полной тишины, они должны быть раскрепощены. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Совместная деятельность воспитателя в детской лаборатории организуется с детьми младшего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами (по 6-8 детей), с учетом уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр-экспериментов проводятся 1-2 опыта с детьми младшего дошкольного возраста и 2-3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от сложности.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты словно делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как», «почему». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребенок должен
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Список литературы:
1.Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2013
2. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: АРКТИ, 2003.
3. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет/ авт-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.