Опубликовано 08.09.2016г.
Автор: Тимофеева Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
«Гимназия-интернат №34»г. Нижнекамска РТ
Занятие в соревновательной, игровой форме проводится между двумя восьмыми классами (или 2 командами класса) после изучения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предлагаемая форма сделает более ярким прощание с произведением писателя, позволит углубить знания по теме и будет способствовать развитию познавательных интересов детей.
На подготовительном этапе команды выбирают себе капитанов, которые организуют деятельность группы и отвечают за подготовку вопросов, проверяющих знание текста (домашнее задание). Их количество оговаривается заранее. Учащимся сообщают, из каких этапов будет состоять конкурс и в какой форме он пройдет. Это побуждает участников еще раз обратиться к тексту повести А.С. Пушкина и осмыслить его .
На мероприятии командам предстоит выполнить ряд индивидуальных и групповых заданий, последовательность которых определяется капитанами, которые поочередно выбирают этапы конкурса. Таблички с названиями этапов игры : «Пословицы», «Вопросы», «Портрет», «Кино», «Картина», «Музыка», «Предмет», «Текст», «Командировка» - можно расположить на доске или проецировать на экране. Таблички можно также поместить в разные произведения А.С.Пушкина, образующие книжную выставку ( желательно с яркими обложками). И тогда капитан, раскрыв ту или иную книгу, объявит задание, а ведущий учитель сможет сказать несколько слов, кратко и ярко представить книгу.
Вопросы
Это домашнее задание. Команды поочередно обмениваются вопросами по тексту произведения, приготовленными самостоятельно.
Пословицы
На этом этапе игры команды поочередно зачитывают пословицы и поговорки из повести «Капитанская дочка» и определяют, кому из героев произведения они принадлежат. Пословицы и поговорки последовательно проецируются на экране( без указания авторства).
Господь не выдаст, свинья не съест (Иван Игнатьич).
Брань на вороту не виснет (Иван Игнатьич).
Небо с овчинку показалось (Пугачев).
Конь о четырех ногах, да спотыкается (Савельич).
С лихой собаки хоть шерсти клок (Савельич).
Казнить так казнить, жаловать так жаловать (Пугачев).
Не все то ври, что знаешь (отец Герасим).
На грех мастера нет (Василиса Егоровна).
Зашел к куме, да засел в тюрьме (Савельич).
Худой мир лучше доброй ссоры (Иван Игнатьич).
Утро вечера мудренее (Пугачев).
Вместе жить, вместе и умирать (Василиса Егоровна).
В качестве дополнительного задания можно предложить командам объяснить смысл прочитанных фраз или вспомнить, при каких обстоятельствах прозвучало то или иное выражение.
Портрет
На этом этапе игры команды поочередно угадывают героя книги по описанию его внешности. Каждая из команд получает свой комплект карточек с отрывками из текста. После ответа цитата из текста появляется на слайдах ( желательно с иллюстрацией).
- Высокий барин «лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах». (Иван Иванович Зурин)
- Мужчина «росту высокого», но уже сгорбленный старостью. « Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны, а в речи сильно отзывался немецкий выговор». (Андрей Карлович, оренбургский генерал)
- « Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, «но чрезвычайно живым». ( Алексей Иванович Швабрин)
- «Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем». (Башкирец, пойманный с «возмутительными листами»)
- «Он был высокого роста, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти.
Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому широкому лицу выражение неизъяснимое». (Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей)
- «Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена». Он говорил слабым, но смелым голосом.
(Алексей Иванович Швабрин)
Кино
Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Капитанская дочка» режиссера Каплуновского (постановка 1958 г.) - сцена захвата Белогорской крепости и расправы с офицерами на площади. Участникам конкурса предлагаются вопросы:
- Почему, погибая, офицеры называли Пугачева вором? (Слово «вор» в 18 веке обозначало «мошенник, обманщик, разбойник»)
- Как показанный эпизод связан с центральной проблемой повести - проблемой чести?
- Вспомните, какие слова А.С.Пушкина из 13 главы повести («Арест») выражают его мнение о Пугачевском бунте и могут быть отнесены к показанной сцене.
Командам дается определенное время для обсуждения вопросов, затем жюри оценивает ответы делегированных представителей.
Музыка
Звучит музыка Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» - «На тройке». Обеим командам предлагается описать картину, которую они себе представили, слушая музыкальный фрагмент. Побеждает тот, кто точнее определит музыкальную тему, связанную с повестью «Капитанская дочка».
Предмет
(конкурс капитанов)
Выход капитанов можно обыграть с помощью знаменитой мелодии КВН или предложив им надеть «капитанские» фуражки с якорями. С подноса, закрытого покрывалом, капитаны поочередно берут предмет и называют, где он упоминается в тексте повести. Предлагаются: бутылка, на этикетке которой написано «Прованское масло» («В это время батюшка нанял для меня француза мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла»); березовый веник
(« Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить»). Цитаты проецируются на экране.
Вместе с этим капитанам предлагается ответить на дополнительные вопросы, связанные с данными предметами:
- О чем говорит предлог «вместе» в первой фразе? Какова его смысловая роль?
- Как поступил Гринев, услышав эту фразу Василисы Егоровны? Как его это характеризует?
Текст
Из пакета с названием этапа конкурса участники извлекают карточки, на которых указаны эпизоды для пересказа текста. Из нескольких предложенных нужно выбрать один отрывок и пересказать его. Это, например, «Сон Гринева», «Встреча с незнакомцем в степи», «Сказка старой калмычки», «Освобождение Маши Мироновой», «Последняя встреча Гринева и Швабрина», отрывок « От издателя» из последней главы. В данном случае оценивается знание текста.
Командировка
В конкурсе участвуют по одному представителю из каждой команды. Им вручаются листы с одинаковым заданием. Для подготовки они отправляются в коридор, а через 5 минут по очереди возвращаются и дают свой ответ на вопрос:
«Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». ( Цитата проецируется на экран) Какие происшествия повлияли на становление характера Гринева, закалили его и изменили?»
Побеждает в конкурсе тот, кто точнее ответит на вопрос.
Картина
Обеим командам предлагается рассмотреть картину В. Боровиковского «Портрет Екатерины II”(проецируется на экране) и ответить на вопрос:
- Каким образом связана картина В. Боровиковского и повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
Внешность Екатерины II, какой она описана в повести, писатель «позаимствовал» с портрета В. Боровиковского, написанного в 1794 году. Художник изобразил на портрете обычную женщину на прогулке в летнем парке, отдыхающую среди природы. Мягкая воздушная дымка и тишина окружает ее. Именно такая государыня, чувствительная и естественная в женском любопытстве, смогла понять бедную Машу Миронову и помочь ей.
На уроке может быть использована видеозапись, посвященная картине В. Борови - ковского из цикла «История одного шедевра». Третьяковская галерея». Если в классе есть свои художники, то можно заменить данное задание конкурсом иллюстраций. Урок-конкурс заканчивается выступлением жюри, подведением итогов и награждением победителей.