0+



 

Опубликовано 20.09.2016г.

Автор: Салпагарова Медина Микояновна

заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ ЦРР – детский сад № 35 «Родничок»

п. Краснознаменский ЩМР МО

В статье рассматривается проблема нарушений фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Приведены игровые упражнения для детей дошкольного возраста, направленные на формирование навыков звуковой аналитико-синтетической деятельности.

 

Особое место в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений занимает коррекционно-развивающая деятельность, содержание которой направлено на решение определенных задач, одна из которых – профилактика нарушений письменной речи.

 Наиболее частая причина нарушений чтения и письма – это несформированность фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Что это значит: фонематические представления и навык звукового анализа и синтеза? Звуковая аналитическая деятельность устной речи – это умение мысленно расчленять слово на звуки, из которых оно (слово) состоит и умение определять их количество и последовательность в данном слове, иначе говоря, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слова [4].

Прежде чем ребенок начнет писать, ему нужно сначала произвести анализ слова, но уже в процессе непосредственного письма происходит мысленное соединение звуков в одно целое, то есть происходит процесс синтеза. Если говорить о чтении, то здесь необходимо увиденные буквы синтезировать таким образом, чтобы из них получилось «реальное» слово.

Приведем примеры нарушений звукового анализа и синтеза.

Ребенка просят назвать фонемы, которые он слышит, в слове ОДЕЖДА, а он отвечает: «рубашка, носки, платье…». То есть, воспринимается лишь семантическая сторона слова, а фонетическая (последовательность звуков в слове) недоступна, это и говорит о нарушении звукового анализа. Нарушение синтеза выражается в том, что ребенок на просьбу соединить, например, звуки К, Р, О, Т в целое слово, не в состоянии произвести эту операцию. Его ответ будет либо «КОТ», либо – «РОТ».

Умение анализировать, сравнивать, синтезировать языковой материал – это те операции, за успешное выполнение которых отвечает фонематическое восприятие и фонематический слух. Иначе говоря, звуковой анализ и синтез должны опираться на устойчивое фонематическое восприятие каждого звука языка [4].

В логопедии существует термин «общее недоразвитие речи» (ОНР), обозначающий различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех составляющих речевой системы: фонетико-фонематической и лексико-грамматической [3]. Ведущие ученые А.Н. Корнев, Г.А. Каше, Л.Г. Парамонова в своих исследованиях [1, 2, 3] говорят относительно дошкольников с общим недоразвитием речи о нарушении звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, фонетических процессов, языкового анализа и синтеза; страдает связная речь, лексико-грамматический строй речи, память, внимание, мышление, моторные функции. Наличие изъянов в развитии всех компонентов речи является серьезной преградой для формирования звуковой и слоговой аналитико-синтетической деятельности.

Если говорить о фонетико-фонематических особенностях развития детей с ОНР, то следует отметить общую смазанность, недостаточную выразительность и четкость речи. Такая смазанная, непонятная речь препятствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом. Все вышесказанное лишний раз подтверждает необходимость раннего начала коррекционных мероприятий и важность обучения языковому анализу и синтезу.

Среди основных направлений работы по развитию фонематических представлений и формированию навыка звукового анализа и синтеза слов можно выделить следующие [4]:

—              узнавание неречевого звука;

—              дифференциация высоты, силы, тембра голоса на материалах одинаковых звуков, слов, фраз;

—              умение различать слова, близкие по звуковому составу;

—              дифференцирование слогов;

—              дифференцирование звуков;

—              развитие звукового анализа и синтеза слов.

По мнению многих исследователей [1, 2, 3, 4, 5] формирование фонематического восприятия следует начинать с развития слухового внимания и памяти. Дети не прислушиваются к речи окружающих, а это является одной из причин формирования дефектного произношения. Поэтому им нужно научиться сравнивать        свою речь с речью окружающих и контролировать свое звукопроизношение.

 Деятельность по развитию фонематических представлений эффективно сначала осуществлять на материале неречевых звуков (Что ты слышишь в тишине леса? Как работает холодильник? Как шумит ветер? Как шипит змея?). В результате такой деятельности формируется способность узнавать и разделять неречевые звуки.

Потом, применяя определенные упражнения и игры, детей необходимо научить различать высоту, силу, тембр голоса одинаковых речевых звуков, слов, фраз. Для этого можно вспомнить русскую народную сказку «Три медведя» (кто из медведей как ревел?). Далее нужно учить различать слова, которые близки по своему звуковому составу, слоги и только после всей этой проделанной работы, приступать к звукам. Здесь важно понимать, что чёткое фонематическое представление о звуке возможно только при правильном его произнесении [4], то есть звукопроизносительная сторона речи может зависеть от фонетического аспекта. Для того, чтобы овладеть правильным звукопроизношением, ребенку необходимо верно воспринимать звук на слух, а его артикуляционный аппарат должен быть подготовлен для воспроизведения этих звуков. Поэтому, логопеду, работающему с детьми с нарушениями речи, необходимо приступать к работе над звуковым анализом и синтезом слов только после работы по формированию фонематического восприятия и достижения определенного уровня сформированности; а также после исправления дефектных звуков, подлежащих анализу и синтезу.

Один из ведущих исследователей Р.И. Лалаева предлагает [5] такую последовательность проведения работы для формирования звукового анализа и синтеза:

  1. Определение наличия звука в слове, то есть выделение звука:
  • - «поймай» заданный звук [6]; найди слово с заданным звуком; придумай слово со звуком; убери звук, что получится? и т.д.
  1. Вычленение звука в начале и в конце слова. Определение звука в слове, который является первым и последним, определение его места в слове (начало, середина или конец слова):
  • - нужно определить первый звук в словах: Аня, ослик, ухо, мама и т.п.
  • - подобрать слова, начинающиеся с определенного звука;
  • - нужно отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук;
  • - можно предложить игру «Что изменилось?» (предлагается пара слов, а ребенку нужно определить, что изменилось. Например, дачка – тачка, мишка-мышка, лук-лак и т.д.);
  • - из предложенных картинок выбрать те, которые начинаются, заканчиваются заданным звуком.

3.      Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.

  • - из предложенных картинок найти слова с заданным количеством звуков;
  • - добавь (убери) звук, что получится?
  • - придумай слово с двумя звуками А;
  • - можно бросать кубик и выбирать из разложенных картинок ту, в названии которой столько звуков, сколько выпало точек на кубике.

Для формирования звукового синтеза:

  • «собери» звуки и скажи, какое слово получилось: Д-О-М, М-У-К-А, Б-А-Н-А-Н
  • - нужно добавить к слову один звук, чтобы получить новое слово, например, роза – гроза,  рубка – трубка, лад – клад.
  • - добавь один, два, три и т.д. звука к одному и тому же слогу так, чтобы получались новые слова. Например, ко – ком, корм, корка.

Игры такого рода способствуют формированию не только фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, у детей также развивается зрительная, двигательная, слуховая память, мышление, пространственно-временные представления, также дети «приучаются» активно пользоваться словом. А значит, что такого рода упражнения способствуют и преодолению общего недоразвития речи. 

  1. Каше Г. А. Формирование произношения у детей с ОНР. – М., издательство АПН РСФСР, 1962. – 272с.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «Мим», 1997. – 234с.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  4. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. –  М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с.
  5. Филичева Т. Б., Чевелева Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» –  М.: Просвещение, 1989.—223 с.
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991. - 44 с.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация