Опукбликовано 20.09.2016г.
Автор: воспитатель 1 кв. категории
Шмакова Анна Сергеевна
МДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида»
города Магнитогорска
Актуальность проблемы
Мусор! Как часто мы слышим это слово, а ещё видим его на наших улицах. Проблема мусора на сегодняшний день является очень актуальной.
Вокруг нас, в окружающей нас природе мы видим большое количество мусора. Его становится всё больше и больше. Взрослые, не задумываясь, выбрасывают мусор из окон автомобиля, своих домов, тем самым показывая пример своим детям.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Именно этот период происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога и детей за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», я разработала проект «Сбережём планету вместе».
Тема проекта: «Сбережём планету вместе».
Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта:
1.Уточнить знания детей о причинах возникновения мусора.
2. Развивать умение предвидеть последствия некоторых действий человека по отношению к природе, умение анализировать, обобщать.
3. Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
4. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
5. Воспитывать бережное отношение к чистоте на улицах города, воспитывать у детей активную жизненную позицию.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: педагоги детского сада, родители, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста.
Срок реализации: долгосрочный.
Девиз проекта
“Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки!”
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап:
v выбор и утверждение темы проекта;
v определение целей и задач проекта;
v подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, фотографий, иллюстраций по данной теме;
v создание картотеки игр на природоохранные и экологические темы;
v обеспечение условий для проведения проекта;
v разработка советов для родителей «Как обращаться с отходами дома?».
- Реализация проекта:
№ |
Мероприятия |
Дата |
Обогащение РППС |
Исполнители |
1 |
Беседы «Мусор - это хорошо или плохо?», «Помогите природе», «Какой вред природе может нанести мусор?», «Куда девается мусор?», «Как вести себя в лесу», «Что у нас под ногами», «Чем вреден мусор», «Наша чистая планета». |
|
Иллюстрации, фотографии, использование ИКТ |
Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста |
2 |
Чтение и обсуждение художественной литературы по проблеме. А. Усачёв «Мусорная фантазия», Н.А Рыжова «Серая шапочка и красный волк». |
|
Книги по данной теме
|
Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста |
3 |
Зелёный патруль «Чистый участок детского сада». Соревнование между группами детского сада за самый чистый участок. |
|
|
Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста |
4 |
|
|
|
Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста |
5 |
Наблюдение на прогулке «Какой мусор и сколько его остается после прогулок?», «Что происходит в природе со старыми листьями?»
|
|
Листы наблюдений |
Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста |
6 |
Акция «Мой чистый двор» (по сбору мусора с родителями в своём дворе)
|
|
|
Родители, дети |
7 |
Экспериментальная деятельность “Если закопать в землю мусор, что произойдет?” с занесением результатов в таблицу |
|
Листы наблюдений, таблица |
Педагоги, дети среднего, старшего и подготовительного возраста |
8 |
Экспериментальная деятельность “Изготовление новой бумаги” |
|
схема |
Педагоги, дети старшего и подготовительного возраста |
8 |
Сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Журналисты», «Пожарники» дидактические игры экологического содержания: «Кто где живёт?», «Времена года», «Кого, чем угостим?»,« Хорошо - плохо», «Кто за кем?», « Что будет, если…?»; подвижные игры: «Погода», «Цепочка», «В зоопарке», «Разведчики», «Сова», «Теремок». |
|
Пополнение РППС |
Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста |
9 |
Рисование на тему «Чистый город»; экологических знаков: «Не сори», «Соблюдай чистоту» |
|
РППС на территории |
Педагоги, родители и дети подготовительного возраста |
10 |
Изготовление экологических знаков «Не сори», «Соблюдай чистоту» |
|
Экологические знаки |
Педагоги, родители и дети подготовительного возраста |
11 |
Оформление и установка урн на участках |
|
Урны |
Педагоги, родители и все дети |
12 |
Моделирование проблемных ситуаций «Куда деть мусор, если поблизости нет урны?», «Моей сосед постоянно мусорит» и др. |
|
|
Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста |
13 |
Консультация для родителей «Воспитание экологической культуры детей» |
|
Метод-ие рекомендации |
Педагоги и родители |
- Заключительный этап:
v Выставка рисунков на тему «Чистый город».
v Выставка поделок «Вторая жизнь отходам» - работа с родителями.
v Составление книжки-малышки по правилам поведения в природе.
Ожидаемый результат:
v Дети умеют правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
v Имеют представление об источниках бытового мусора и способах его утилизации.
v Знают о необходимости соблюдения чистоты в доме, детском саду, городе.
v Знают о том, что надо бережно относиться к окружающей среде, ухаживать за растениями и животными.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Экспериментальная деятельность
Опыт №1. Изготовление новой бумаги
- Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
- На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
- Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
- Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
Опыт №2. Мусор в земле.
Закопаем в землю консервную банку, кусок картона, пластиковую бутылку, картофельную кожуру и стекло. Каждый месяц раскопаем землю и смотрим, что происходит с этими предметами с занесением результатов в таблицу.
Таблица «Что происходит с мусором?»
Вид мусора |
Пластиковая бутылка
|
Бумага |
Стекло |
Картофельная кожура |
Консервная банка |
Дата закапывания |
|
||||
Июнь 2016г. |
|
|
|
|
|
Июль2016г. |
|
|
|
|
|
Август 2016г. |
|
|
|
|
|
Подвижные игры экологического содержания
«ПОГОДА»»
Игровая задача: Развивать творческие способности и мыслительные операции (анализ, синтез) на основе представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных.
Предварительная работа: наблюдение за погодой, чтение рассказов из книги «С любовью к природе».
Оборудование: карточки-символы с изображением природных и погодных явлений (дождь, ветер, ураган, град, яркое солнце)»
Игровые правила: дети делятся на три группы. Каждая группа должна правильно (двигательно) отреагировать на сигнал.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель делит детей на три группы: «люди», «растения», «животные». Выбирается один ведущий.
Ведущий с помощью карточек сигнализирует о природном или погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с роль (с помощью движений и мимики).
В конце игры воспитатель отмечает правильность выполнения задания, оригинальность показа, дает разъяснения и рекомендации.
"Цепочка"
Дети и взрослый (в одной руке у него мяч, в другой - карточки с изображением различных предметов) встают в круг. Воспитатель показывает изображение первого объекта, называет его, затем передает мяч рядом стоящему ребенку. Тот называет один из признаков объекта и передает мяч следующему игроку. Нужно назвать как можно больше признаков объекта. Например: морковь - сладкая - сочная - оранжевая - хрустящая - твердая - удлиненной формы - растет на грядке.
Усложнение первого уровня. Воспитатель показывает карточку с изображением объекта, например моркови, и предлагает назвать один из его признаков: по цвету... (Оранжевая.) По форме... (Удлиненная.) На вкус... (Сладкая.)
Усложнение второго уровня. Воспитатель показывает изображение и передает мяч. Первый ребенок называет объект. Второй -его свойство. Третий - другой объект с названным свойством. Четвертый - другое свойство нового объекта и т.д. Например: морковь -морковь сладкая - сладким бывает сахар -сахар белый - белым бывает снег и т.д.
"Разведчики"
На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная (или пейзажная) картина. По команде "Разведчики, вперед!" дети должны выбрать те картинки, которые характерны для места, изображенного на большой картине: что обычно можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д., и положить около картины.
Ребенок придумывает ситуацию, оправдывающую его выбор. Например, если около картины с изображением фермы он положил изображение автобуса, объяснение может быть таким: "В автобусе приехали доярки".
«В ЗООПАРКЕ»
Цель игры: развивать любознательность, творческое воображение, закрепить знание детей о животных.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгрупп — животные в зоопарке, вторая подгруппа — зрители. Вместе с воспитателем рассматривают животных в зоопарке. Дети 1 подгруппы стараются как можно выразительнее изобразить животных в зоопарке, дети 2 подгруппы называют животных. Затем меняются. Первая группа — зрители, вторая — животные.
«СОВА»
Цель: Развивать любознательность, творческую активность детей, учить их звукоподражанию голосам животных.
Ход игры: Выбирается сова, которая садится в гнездо и до определенного времени спит. Остальные дети бегают вокруг совы. Одни квакают как лягушки, другие блеют как козлята. По сигналу ведущего «Ночь», сова открывает глаза и отправляется на охоту (воспитатель объясняет, что сова всегда днем спит, а охотится ночью). Все должны замереть. А кто пошевелится, платит фант (пошипит как гусь, закукарекает как петух, залает как собака, закрякает как утка, замычит как корова, заржет как лошадь...).
"Теремок"
У каждого ребенка - карточка с изображением какого-либо объекта, у воспитателя - набор карточек с изображением других объектов. Разыгрывается ситуация - в чистом поле стоит теремок (это может быть лист бумаги, лежащий на столе, и т.п.), в котором могут поселиться объекты (предметные картинки). Сначала свою карточку кладет воспитатель, например: первым в теремке поселился зонтик. Ребенок может поселить свою картинку в теремке только тогда, когда найдет не менее трех сходных признаков между предметом на своей карточке и карточке "хозяина" теремка. Например, у ребенка карточка с вишенкой. Общие признаки - округлая форма, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, объекты одного цвета и т.д.
Усложнение. В теремке уже поселилось несколько объектов. Назвать сходные признаки объекта, изображенного на карточке у ребенка, с каждым из обитателей теремка.