Опубликовано 25.09.2016г.
Автор: Колесина Надежда Алексеевна
воспитатель ДОУ МАДОУ Михневский ЦРР детский сад «Осинка»
Поселок МИХНЕВО, Ступинский район, Московская область
(подготовительная к школе группа)
Задачи:
Продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства, знать и называть необходимые для работы художника предметы.
Расширять представления детей о работах художников - иллюстраторов и художников - мультипликаторов.
Развивать эстетический вкус, умение рассматривать картины, делиться своими впечатлениями.
Развивать положительное и бережное отношение к произведениям искусства.
Материалы:
- картины известных художников;
- детские книги с иллюстрациями (на выбор педагога);
- диски с мультфильмами;
- подборка стихотворений по теме.
Предварительная работа:
- заучивание стихотворений по теме;
- рассматривание картин известных художников;
- беседы о картинах, о предметах, необходимых для работы художника;
- посещение выставки картин в группе «Малинка»;
- знакомство с картинами известных иллюстраторов-художников.
Словарная работа:
картинная галерея, художник, мольберт, палитра, натюрморт, мультипликация.
Зал оформлен в виде картинной галереи:
работы известных детям художников: «Грачи прилетели» А.К. Саврасова; «Московский дворик» В.Д. Поленова, портретная живопись И.Е. Репина, В.А. Серова; «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина, работы И.К. Айвазовского и т.п. (на выбор педагога).
Небольшая выставка необходимых предметов для работы художника: мольберт, холст, палитра, масляные краски, акварель и т.п.
Дети приходят в зал
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами об искусстве. Что такое искусство? Какие виды искусства вы знаете?» (Ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. А сейчас я приглашаю вас посетить выставку в
картинной галерее, где мы поговорим с вами о живописи».
Педагог приглашает детей в картинную галерею. Дети рассматривают работы художников, обмениваются впечатлениями.
Воспитатель:
- Ребята, вы любите рисовать? А как вы думаете, наши далекие предки любили рисовать? На чем они рисовали? Что рисовали древние художники и чем?»
Педагог хвалит детей за ответы
Воспитатель:
- Да, ребята, творения некоторых художников сохранились до настоящих дней. Мы можем смело сказать, что искусство рисования пришло к нам из глубокой древности. Давайте поговорим о том, как столетие за столетием рисовалась живопись. Самый древний вид живописи - монументальная живопись. Сначала люди расписывали своды и стены пещер, затем стены домов, потолки, и даже полы. Произведения монументальной живописи называются росписями.
А есть ли росписи в современных зданиях?» ( Ответы детей)
Воспитатель:
- Примерно 500 лет тому назад появился еще один вид живописи - станковая живопись. Она называется так, потому, что художники пишут картины на особом станке - мольберте. Мольберт - французское слово, оно и означает станок. К произведениям станковой живописи и относятся картины.
Педагог просит детей показать мольберт. Задает детям вопросы:
Чем можно рисовать?
На чем можно рисовать?
Какие краски используют художники?
Что изображают художники на своих картинах?
Как называют эти картины?
(пейзаж, портрет, натюрморт, рисунок с натуры) (Ответы детей)
Педагог предлагает детям показать на примерах разнообразие живописи, назвать художников и их картины, показать на выставке.
Затем педагог предлагает послушать стихи по теме (см. приложение).
Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай по описанию». Я буду давать вам описание того или иного предмета, необходимого для работы художника, или описание картины, вы должны внимательно слушать и сказать, что это за предмет, или как называется картина и фамилию художника».
Дети играют в игру «Узнай по описанию»
Воспитатель:
- Ребята, нравится ли вам рассматривать книжки с картинками? (ответы детей)
А как называют художников, которые украшают детские книжки иллюстрациями? (художники - иллюстраторы)
Назовите, пожалуйста, кого из этих художников вы знаете?»
Дети рассказывают о художниках-иллюстраторах, показывают их книги с
картинками. Рассказы 2-3 детей.
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем и посмотрим мультфильмы. Смотрите внимательно, потому что после просмотра я вас познакомлю еще с кем-то
Дети смотрят короткие мультфильмы художника-мультипликатора Уолта Диснея и мультфильмы русских художников-мультипликаторов.
Воспитатель:
- Вам понравились мультфильмы? (Ответы детей)
- Да, и дети, и взрослые любят смотреть мультфильмы. Создают их художники - мультипликаторы. Чтобы передать движения героев мультфильма, художники должны подготовить очень много рисунков. Пожалуй, самый знаменитый художник-мультипликатор - Уолт Дисней. Его мультфильмы «Белоснежка и семь гномов», «Бемби», «Золушка» известны во всем мире.
Всем ребятам нравится замечательная серия мультфильмов «Ну, погоди!» Нарисовал приключения волка и зайчишки художник Сергей Русаков.
Полюбились детям и взрослым мультфильмы о Простоквашино, рисунки к которым подготовили несколько художников - Н. Ерыкалов, Л. Хачатрян, А. Шер. Художники, создавшие мультфильмы о Вини - Пухе - Д. Зуйнов и Э. Назаров.
Таким образом, существует очень много видов живописи, как древней, так и современной. Я думаю, что после сегодняшнего вечера, вы еще больше заинтересуетесь искусством, в частности живописью, вместе с родителями будете посещать музеи, такие как, Третьяковская галерея, где собрана и хранится знаменитая коллекция картин великих художников, о которой вы уже знаете, побываете в различных картинных галереях. А сейчас я вас приглашаю еще раз пройтись по нашей картинной галерее, обратить внимание на рисунки ваших товарищей, оценить их творчество».
Звучит спокойная, тихая музыка, дети рассматривают любимые картины.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мы рисуем на асфальте
Разноцветными мелками
Я - Мальвину в длинном платье
С кружевными рукавами
Дима - море, пароход,
А Сережка - вертолет.
Чей рисунок выйдет лучше?
Был асфальт унылым, скучным.
Станет праздничным, веселым
Тихий дворик возле школы!
***************
Рисунок акварелью
Тропинку лесную акварелью я рисую.
Обмакну я в краски кисти,
нарисую траву, листья.
Земляники огонек,
муравейник и пенек,
Оживает белый лист,
слышен птиц веселый свист,
Если хочешь,
то со мной ты иди тропой лесной.
***************
Пейзаж
Карандашик, карандаш!
Нарисуй-ка мне пейзаж.
Штрих ложиться за штрихом
Получился старый дом,
Палисадник и крылечко
А в дали - луга и речка.
Полюбуйся на пейзаж,
Узнаешь поселок наш?
****************
Бурное море
Долго-долго смотрю на картину:
Слышу бури пронзительный вой,
То тоскливый, то грозный и злой.
Брызги влажной коснулись щеки.
Слышу, что-то кричат моряки,
Отражая бушующий шквал...
Нам о многом художник сказал!
*****************
Портрет
У меня есть карандаш,
Лист бумаги и гуашь.
Нарисую я портрет
Маленькой Алены:
Куртку, шарфик и берет
С голубым помпоном.
Нарисую лоб и нос,
Прядь пушистую волос,
Длинные ресницы
Что ж! Пожалуй, удалось
Сходства мне добиться!
*****************
Натюрморт
На блюде разложу красиво
Гроздь винограда, груши, сливы.
Открою я свою тетрадь,
И стану фрукты рисовать.
Сначала нарисую сливы
С лилово - розовым отливом.
Потом душистой груши бок,
В котором бродит спелый сок.
Потом прозрачный виноград
Хранящий южный аромат.
Удачным вышел натюрморт
И я своим рисунком горд!
**************
Рисунок с натуры
Я рисую акварелью
Белку под мохнатой елью.
Скачет рыжая малютка
По сухой опавшей хвое.
Я прошу: «Ну хоть минутку
Посиди-ка ты в покое!»
Чтоб я смог нарисовать
Твой чудесный пышный хвостик,
Чтоб сумел я передать
Быстрый глаз и влажный носик».
Красками изображу
Грациозную головку.
Белочка, тебя прошу:
«Попозируй мне, плутовка!»
***************
Книжка с картинками
Букв не знает мой братишка –
Не умеет он читать,
Но он очень любит книжки
Интересные листать
Вот забавная картинка –
Мыши водят хоровод.
Вот сметану ест из крынки
Полосатый толстый кот.
Мама - курица в сережках
За собой ведет цыплят.
Уложила спать в лукошко
Кошка маленьких котят.
Хороши картинки в книжках,
Говорят они без слов.
И часами мой братишка
Их рассматривать готов.
Литература:
- Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. М, Педагогическое общество России, 2004г.
- Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. 1992г.
- Копцева Т. А. Природа и художник. 2001г.