Опубликовано 13.10.2016г.
Автор: Аппель Марина Юрьевна
воспитатель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида №81»
г. Воронеж
Центр игровой поддержки ребенка (далее – ЦИПР) – это структурное подразделение государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Психолого-педагогическая деятельность специалистов ЦИПР направлена на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.
Цели работы ЦИПР – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Задачи деятельности ЦИПР:
- оказание психологической, медицинской, социально-педагогической помощи детям;
- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
- создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;
- создание условий для гармоничного психического, физического и интеллектуального развития детей раннего возраста;
- содействие в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности;
- активизация творческого потенциала личности ребенка;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
- взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям;
- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.
Для открытия ЦИПР необходимо, прежде всего, рассмотреть и проанализировать возможности дошкольного учреждения по следующим позициям:
- наличие помещений для приема детей и организации коллективных (индивидуальных) игровых сеансов;
- квалификация и занятость педагогов;
- методическое обеспечение;
- востребованность новой формы работы.
Кроме того, следует разработать организационные документы:
- положение о Центре игровой поддержки ребенка;
- должностные инструкции специалистов, привлеченных к работе в ЦИПР;
- форму договора, заключаемого администрацией учреждения и родителями (законными представителями) ребенка.
Определить условия и перечень документов, необходимых для приема ребенка.
Содержание и методы работы ЦИПР имеют свою специфику. В первую очередь это зависит от вида дошкольного образовательного учреждения, материально-технической базы, образовательной программы, на основе которой строится педагогический процесс, и кадрового состава, работающего с детьми и их родителями.
В Примерном положении о Центре игровой поддержки ребенка, утвержденном Департаментом образования г. Москвы от 10.08.06 № 48, отмечено, что:
- продолжительность групповых занятий составляет не более 1 ч, в зависимости от возраста детей;
- в работе групп могут принимать участие родители (законные представители);
- групповая работа может быть организована несколькими специалистами одновременно.
Деятельность специалистов ЦИПР подразумевает следующие формы работы с ребенком и его семьей:
- индивидуальный игровой сеанс (в присутствии родителей или законных представителей);
- групповой игровой сеанс (наполняемость группы не более 8 человек);
- консультация;
- тренинг.
Дети принимаются в ЦИПР по заявлению родителей (законных представителей) и на основании договора, заключенного между родителями (законными представителями) и администрацией учреждения, при условии представления справки о состоянии здоровья ребенка из детской поликлиники.
Для организации деятельности ЦИПР в штатное расписание согласно Примерному положению о центре игровой поддержки ребенка могут быть введены дополнительные штатные единицы: старший воспитатель – 0,5 ст., медсестра – 0,25 ст., педагог-психолог – 1 ст., воспитатель – 0,5 ст., педагог дополнительного образования – 0,5 ст., музыкальный руководитель – 0,5 ст., помощник воспитателя – 0,5 ст.
Методы и содержание работы специалистов ЦИПР определяются программой образовательного учреждения, программами дополнительного образования, индивидуально-ориентированными программами и запросами родителей.
Руководителем ЦИПР как структурного подразделения государственного образовательного учреждения выступает старший воспитатель. Он осуществляет методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью педагогов ЦИПР, целью которой является развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация их к поступлению в дошкольное учреждение, ориентируясь на образовательную программу, годовой план и программу развития дошкольного учреждения.
Старший воспитатель ЦИПР:
- составляет учебные и тематические планы и программы ЦИПР;
- организует методическую работу в ЦИПР;
- оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения;
- проводит предварительную работу с родителями (знакомит их с целями, задачами и формами работы ЦИПР; уточняет особенности режима детей, время бодрствования, кормления и сна, для выбора наиболее благоприятного времени встреч; выясняет их предпочтения в привлечении тех или иных специалистов и ожидаемые результаты;
- анализирует результаты работы ЦИПР.
Согласно штатному расписанию в Центре игровой поддержки развития ребенка работают также следующие специалисты: воспитатель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования по изодеятельности, музыкальный руководитель, медсестра и помощник воспитателя.
Воспитатель:
- содействует в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
- планирует и проводит групповые и индивидуальные игровые сеансы, а также другие мероприятий с учетом возрастного состава группы ЦИПР;
- обоснованно использует современные игровые технологии, вариативных программ и методик с целью развития детей раннего возраста и адаптации к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;
- обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие способностей детей на основе изучения их индивидуальных особенностей;
- знакомит родителей воспитанников ЦИПР с современными игровыми средствами обучения;
- обучает родителей воспитанников ЦИПР способам применения различных видов игровых средств.
Педагог-психолог ЦИПР:
- осуществляет профессиональную работу, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в ЦИПР и семье;
- оказывает различного вида психологическую помощь воспитанникам и их родителям;
- проводит групповые и индивидуальные игровые сеансы с участием родителей воспитанников;
- разрабатывает индивидуальные программы игровой поддержки и организует психолого-педагогическое сопровождение воспитанников ЦИПР;
- консультирует семьи по проблемам повышения социально-психологической компетентности детей в окружающей жизни.
Педагоги дополнительного образования (например, по изобразительной деятельности, фольклору, конструированию), музыкальные руководители, воспитатели по физической культуре и другие: принимают участие в групповых и индивидуальных игровых сеансах с участием родителей воспитанников ЦИПР; проводят с ними консультативную работу и беседы по вопросам организации деятельности своего профиля, создания развивающей среды в условиях семейного воспитания, формирования оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.
Педагог дополнительного образования по изо деятельности:
- развивает творческие способности детей;
- разрабатывает программу подгрупповых и индивидуальных игровых сеансов;
- приобщает детей и их родителей к детскому творчеству.
«Игровые сеансы в ЦИПР»
- Перед началом игрового сеанса для родителей проводятся мини–консультации и беседы со старшим воспитателем, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.
- Игровые сеансы имеют определенную вариативную структуру, что помогает организовать детей, позволяет им чувствовать себя более уверенно.
- Учитывая быструю утомляемость малышей, эта структура предполагает частую смену деятельности и места ее организации (даже в пределах одной комнаты): на стульчиках, на ковре, за столами.
- Каждый игровой сеанс имеет тему и сюжет. Постоянными ведущими являются куклы. Они являются инициаторами игр, разыгрывания сказок, поучительных сюжетов.
- Занятия по изобразительной деятельности строятся с учетом требований методики. Но допустимо предлагать детям более сложные работы, которые они могли бы сделать с помощью родителей с учетом «зоны ближайшего развития». Иногда лучше не давать детям готового образца, чтобы работы носили творческий характер. Особенно это хорошо видно при проведении занятий по лепке. Поделки получаются очень необычные, непохожие друг на друга. Стремитесь использовать в работах материалы разной фактуры.
- Во время игровых сеансов следует уделять внимание работе по обогащению словарного запаса детей и развитию речи в целом.