0+



 

Опубликовано: 06.12.2016 г.

Авторы: Андреева Елена Владимировна, Суровцева Наталья Степановна 

воспитатели МАДОУ Михневский ЦРР Детский сад «Осинка», Михнево 

 

Программные задачи:

Образовательные:

  • Расширять    представление    детей    о    старинном    русском национальном костюме.
  • Выучить пословицу «Красна птица опереньем, а человек рукоделием».
  • Учить понимать смысл пословиц.
  • Расширять словарный запас.

Развивающие: 

  •  Развивать познавательный интерес к прошлому.
  •  Развивать умение сравнивать. Воспитательные:
  •  Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. 

Образовательные области ФГОС.

В ходе образовательной деятельности реализуются задачи по следующим областям.

«Физическое развитие» - охранение и укрепление физического и психологического здоровья у детей.

«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Социализация» - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Речевое развитие» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

«Художественно-эстетическое развитие» - приобщение к словестному искусству Развитие музыкально-художественной деятельности.

Материал к занятию.

• Карта России.

• Куклы в народных костюмах.

Иллюстрация: Ткацкий станок, рубашки, мужские, женские, детские,

русские народные фартуки, сарафаны, кокошник, ленты, прялка.

Предварительные работы.

Разучивание стихотворения  «Наша Родина». Беседа о России. Разучивание пословиц о труде, чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». Рассматривание узоров.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Владимировна, я хочу с вами играть и поговорить о нашей стране.

-  Вы любите играть?(да)

-  Как называется наша страна, в которой мы живем? (Россия)

-  Кто знает как она называлась раньше?

-  А раньше она называлась «Русь».

- Кто может показать границы нашей Родины? (работа с картой) Вот какая большая наша страна.

Сейчас Настя Б. расскажет стихотворение «Наша Родина».

Как велика моя земля

Как широки просторы

Озера, реки и поля

Леса, степь и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна

В   другом  снега и вьюга

А какой талантливый и трудолюбивый народ живет. Сейчас мы с вами   вспомним  в чем проявляется талант русского человека.

Я хочу познакомить Вас с одной пословицей. Послушайте внимательно.

-  Красна птица оперением, а человек рукоделием.

-  О чем эта пословица? (о труде)

-  Как вы понимаете, красна птица оперением?

-  Что это значит ? (красивая , яркая)

-  А  что  означает  человек  рукоделием  ?  ( умеет делать руками хорошо )

-   Почему?

-   Послушайте еще раз.»красна птица опереньем , а человек рукоделием»

. - Давайте скажем вместе.

-   Еще.

-   Кто хочет сказать один?

А сейчас я буду начинать пословицы, а вы будете продолжать.

  1. Без труда – ( не выловить и рыбку из пруда).                          ,
  2. Труд кормит – (лень портит) .
  3. Терпение и труд – ( всё перетрут ).
  4. Хочешь есть калач – ( не сиди на печи ).
  5. Кто  любит  трудиться – (тому без дела не сидится ).
  6. Сделал дело – ( гуляй смело ).
  7.  Недаром говориться – ( дело мастера боится ).
  8. Землю красит солнце, а человека ( труд ).
  9. Красна птица опереньем, ( а человек рукоделием )

10.. Как много мы вспомнили пословиц.

- Во всех этих пословицах говориться о чем ? (о труде)

Это говорит о том, что народ наш очень трудолюбивый.

Издавна стремились люди украшать свой дом, игрушки, посуду, одежду.

И сейчас я хочу пригласить вас в музей.

-   «Музей» - это что? Кто знает? (это где храниться наша история)

-   Какие вы знаете музеи?

А мы отправляемся в музей, который называется «Одежда наших предков».

Но чтобы туда попасть, надо назвать  одежду  которую вы знаете.

(  )

С  древних времен  славилась  наша Русь  искусством мастериц-рукодельниц.

Не было в те давние времена ни швейных машин, ни больших магазинов, как сейчас, где можно купить любую одежду.

Все женщины в русской деревне умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи.

Показ: ткацкий станок, прялка,  пяльца с вышивкой.

С помощью таких предметов и работали наши женщины, девушки. И ткань называлась доматканной т.е. тканная дома. Женщины скручивали нити из льна. Ткали полотно. А потом шили одежду.

Вата: Мы сейчас с вами тоже попробуем скрутить ниточки.

Делается это так.

Вот сколько получилось ниточек!

- А еще шили одежду наши предки из шерсти и льна.

Лен , это такое растение с голубыми цветочками . Показ картинки с изображением растения льна: льня наянить , шерстяная нить

Если ткань из льна, то она ?  (льняная) показ льняной ткани

      из шерсти ?  ( шерстяная) показ шерстяной ткани

По одежде можно узнать богатый человек или бедный, замужем или нет, из какой деревни.

Я хочу познакомить вас с русским народным костюмом.

Россия - Русь - огромная и такое же множество разнообразия костюмов. Основной элемент русского народного костюма это?

Загадка:

 (рубаха)

 Показ рубахи: (взрослой серой)

Рубаху носили все и мужчины и женщины.

-  Как вы думаете у кого рубаха длиннее у мужчины или женщины? (у мужчин до колен, у женщин длинная) Показ на куклах.

Родился маленький  человек  во что его заворачивают (в пеленку) А раньше принимали ребеночка на полотенце, которое с  любовью вышивала мать его в девушках. Уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитой, символикой.

Если рождался мальчик, его заворачивали в рубаху отца, девочка - в рубаху матери. Первой пеленкой для ребенка была рубаха родителей.

У женщин специальные рубашки для кормления детей. Заворачивали детей до тех пор пока мать могла удержать ребенка на руках. Затем ребенку шили первую рубашку.

ДЕТСКИЕ РУБАШКИ.

Шили их из ношеной рубахи матери или отца.

- Почему? (считается, что сила родителей защищает младенца от сглаза и порчи)

До 5 лет - рубашки выглядели одинаково у мальчиков и девочек.

В 3 года шили первую новую рубашку.

Рубашки красиво украшали вышивкой по вороту, рукавам, подолу. КУКЛЫ  МАЛЬЧИКИ: (Показ)

У мужчин белые и красные рубашки. Считались особо нарядными, одевали их по праздникам.

-   А кто знает , как называется такая рубашка? (Косоворотка)

-   Почему?

Застежка с боку, застегивается на пуговку или завязывается шнурочком.

Рукава у рубахи были длинные, не закатав рукавов, работать не возможно, есть даже такое выражение: Работать спустя рукава - плохо.

Рубахи были: свадебные , будничные (каждый день), праздничные, покосными.

Подпоясывали пояском. Везде его называют по разному : тесемочка, опоясок ,кушак.

Поверх рубахи, женщины одевали САРАФАН.

Это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Шили сарафаны из однотонной ткани: красной, голубой, желтой, коричневой.

Из тканей с пышными цветами украшали серебренными и позолоченными пуговицами.

Цвет тоже имел своё значение: Красный - тепло, праздник. Желтый  - солнце, богатство.

Голубой - небо, молодость.

Коричневый  - землю, кормилицу.

 Сарафаны украшали вышивкой: грудь, подол, бретели. Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана, еще называли ЗАВЕСКА.

-   А что такое передник? (это фартук)

-   У кого есть дома?

-   Для чего им нужен ? (Для защиты от загрязнений) Передник украшали вышивкой,  оберегами - знаками. Передники были: поясные, с грудкой, наплечные. (показ)

-   Особое внимание уделялось головному убору.

По головному убору тоже можно узнать из  какой  деревни женщина, сколько ей лет, замужем она или нет.

- Какие вы знаете головные уборы? (кокошник, шаль, платок, косынка) Молодые девушки носили в старину вокруг головы, венок. Повязку или

атласную ленту.

Волосы распускали или заплетали в косу. И вплетали яркие ленты, цветные нити.

В народе говорили: «Коса, девичья краса!»

-   Повторите!

-   А сейчас мы посмотрим, у кого самая длинная коса? (меряем косы) Раньше, когда мамы заплетали девочкам косы, то приговаривали:

Расти коса до пояса,

Не вырони не волоса. Расти коса до пят,

Все волосинки в ряд. Расти коса не путайся, Дочка маму слушайся.

-   А кто умеет заплетать косы? (плетем косы)

-   Кто первый заплетет? (3 человека)

А вот это кокошник, одевали в праздник или когда девушка выходила замуж. Его также украшали орнаментом.

- А сейчас мы с вами разберем орнамент. В переводе с латинского  это украшение.

У русского народа любой орнамент был наделен смыслом и отражал отношение человека к красоте окружающей природы. Передавая такие понятия как любовь, радость, верность, мужественность, счастье, благополучие.

Ромб.

Птицы - счастье. 

Все узоры считались оберегами, т.е. оберегали от болезней, плохих людей и привлекали удачу.

- А как мы с вами можем без карандаша, красок изобразить солнце? (встать в круг)

.   - Предлагаю вам поиграть в игру «Мазай» Здравствуй дедушка Мазай

Здравствуйте ребята

Где вы были? Что вы делали?

Где мы были, мы не скажем

А что делали покажем, (платочек)

А вот у ребят были такие головные уборы: колпак, шляпа с козырьком.

Очень много труда и работ потребовалось, чтобы украсить наряды, даже не один год. А после работы, все от мала до велика пели, плясали, в игры играли.

- Я предлагаю вам поиграть на деревянных ложках.

А по русскому обычаю гостей без подарка не отпускают. Добрым молодцам, следуя традициям наших предков, хочу подарить каждому из вас поясок, чтобы он охранял вас от напастей и бед.

- Девочки помогите повязать.

А девочкам красавицам, головной убор - ленту атласную. А гостям дорогим оберег « Фенечка » (браслет дружбы). Передается от одного друга к другому. 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация