Опубликовано: 07.12.2016г.
Автор: Чимбарева Лариса Михайловна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 131» комбинированного вида
г. Дзержинска Нижегородской области
В психолого-педагогической литературе доказано, что сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым условием для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Особое значение сенсорное развитие имеет в раннем возрасте. Успешность умственного, физического развития ребенка зависит от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Процесс познания малышей отличается от процесса познания взрослого. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль и основная задача педагога – обеспечить накопление представлений у детей о форме, цвете, величине предметов, их свойствах.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно. Как же сделать так, чтобы изученный материал остался в памяти ребенка, чтобы он самостоятельно смог применить полученные знания? Для достижения этой цели я начала использовать в своей работе с детьми новое, современное, интересное дидактическое пособие – лэпбук. Лэпбук – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. В дословном переводе с английского языка лэпбук обозначает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, аппликаций на любую тему. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Лэпбук – это новая форма организованной образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Это отличный способ для повторения пройденного, закрепления и систематизации изученного материала.
Я работаю на группе раннего возраста с детьми третьего года жизни и решила использовать лэпбук для индивидуальных занятий с детьми по сенсорному воспитанию. Было изготовлено два лэпбука на формирование и закрепление представлений детей о цвете, форме и величине предметов.
В соответствии с программными требованиями были подобраны игровые задания:
Лэпбук «Радуга цвета»
Цель: закреплять умение детей соотносить предметы по цвету, побуждать узнавать и называть знакомые цвета.
1. «Соберем урожай» Ребенку предлагается разложить фрукты и овощи в соответствующие корзинки (по цвету бантика)
2. «Веселый паровозик» Ребенку предлагается подобрать вагончики поезда в соответствии с цветом колес.
3. «Подбери перышки петушку» Ребенку необходимо подобрать перышки в хвостик петушка, ориентируясь на образец и вставить их в соответствующие отверстия
4. «Радуга цвета» Воспитатель показывает картинки и читает ребенку короткие стишки про цвета.
5. «Подбери по цвету» Ребенок подбирает картинки в соответствии с цветом карандаша и составляет пару.
Лэпбук «Форма и величина»
Цель: закреплять умение детей различать и называть основные геометрические формы, соотносить форму с соответствующими отверстиями; упражнять в умении различать большие и маленькие, длинные и короткие, широкие и узкие предметы, выкладывать небольшой сериационный ряд.
1. «Хоровод матрешек» Дети рассматривают разные виды плоскостных матрешек, определяют величину и с помощью воспитателя выкладывают матрешек в ряд от самой маленькой до самой большой и наоборот.
2.«Сложи фигуру» Ребенку предлагается сложить геометрическую фигуру из двух частей, ориентируясь на образец.
3.«Разные ленточки» В кармашке лежат цветные ленточки разные по ширине и длине. Ребенок накручивает ленточки на палочку и вместе с воспитателем сравнивает их по размеру (цвет ленточек одинаковый).
4.«Закроем окошечки» Ребенок подбирает окошечки в домики соответствующей формы и прикрепляет их на липучку.
5.«Геометрическое лото» Ребенок подбирает предметы, похожие на определенную геометрическую фигуру и размещает их на соответствующей карточке.
6.«Подбери по форме» Ребенок вкладывает объемные геометрические формы в соответствующие отверстия
7.«Соберем грибочки» Ребенок вкладывает плоскостные грибочки разной величины в соответствующие корзинки.
8.Знакомство с геометрическими фигурами с помощью художественного слова.
Задания в книге могут меняться. Хранятся лэпбуки на дидактическом столе, в свободном доступе для детей. Но в раннем возрасте данное пособие используется в совместной деятельности взрослого и ребенка для поддержки детской индивидуальности.