Опубликовано: 11.01.2017 г.
Автор: Кучер Инна Григорьевна, воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 169»
Попробовать свои силы во всем, потребность много двигаться, потребность в телесном контакте – естественные потребности ребёнка. А потребность в драке не естественная. Откуда же возникает агрессивность?
Маленький ребёнок зачастую не может рассчитать свои силы, когда просто хочет весело потолкаться или помериться силой. Нечаянно делает больно другому или себе самому. И винит в этом товарища-соперника, то есть – дает сдачи. Обоим трудно остановиться, так как каждый считает себя правым. На их месте взрослый просто извинился бы. Но у ребёнка процессы возбуждения и торможения ещё не сбалансированы, ему трудно начать действовать, но трудно остановиться. Миссия взрослого – научить контролировать свои действия, силы и улаживать конфликт в культурной форме. Естественной формой работы с детьми дошкольного и младшего возраста является игра. А подвижная игра всегда находится в приоритете у любого ребёнка, тем более, если взрослый сам умеет передать эмоциональную заинтересованность в игре детей и будет её вдохновителем.
«Судье-комментатору» советую непременно запастись хорошим настроением, красочными ободряющими эпитетами и фразами эмоционально важными для каждого участника. Это очень важно! «Молодец!» и «Хорошо!» желательно дополнить «Прекрасно держишь дистанцию, Вова!», «Какой корректный партнёр Алик, он гораздо сильнее Валеры, старается рассчитать свои силы!», «Юра не сдался, сражался упорно и улучил-таки момент для победы!», «Всех поздравляю, ни кто не нарушил правила игры!».
Предлагаю несколько игр, ранее очень популярных у многих народов, для весёлой тренировки контроля силы, развития дружеских отношений и умения играть.
«Судья-комментатор» начинает игру командой «Приготовились, начали», хлопает в ладоши, звенит колокольчиком или свистит в свисток. Останавливает игру, как только первая пара добилась результата, комментирует поединок (см. выше) и предлагает поменяться парами. Игра продолжается до 3-5 раз в зависимости от интереса и выносливости детей.
«Сильные ноги». Дети ложатся парами на спину и упираются согнутыми ногами. Взрослый ставит какие-нибудь ограничители над головами играющих, например, пластинки от деревянного конструктора или ленты. Задача: вытолкнуть ступнями соперника за ограничитель.
«Сильные спины». Ребята садятся на пол спинами друг к другу, упираются ногами, руками «хвостами» (шутка) и стараются вытолкнуть партнёра за «границу».
«Петушиные бои». Пары становятся на достаточном расстоянии. Вокруг каждой пары рисуется небольшой круг, либо рисуется ровная граница, а партнёры становятся вдоль неё. Дети становятся на одну ногу, поворачиваются друг к другу боком и стараются, толкаясь предплечьями, вытолкнуть из круга напарника или пересечь «границу».