Опубликовано: 11.01.2017 г.
Автор: Сазонова Любовь Сергеевна, воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 169»
Познавательное развитие в дошкольном возрасте связано главным образом с совершенствованием восприятия (сенсорное воспитание дошкольника является важнейшей задачей во всех системах), развитием наглядно-образного мышления и становлением логического мышления. Каждое из этих направлений предполагает соответствующие виды действий с определёнными игровыми материалами.
1) Восприятие. Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих различения цвета, формы, величины предметов, например: подбор предметов с одинаковыми признаками, классификация и сериация по сенсорным признакам (цвету, форме, величине и др.). Для этих действий необходимы однотипные предметы или их изображение с ярко выраженным цветом, формой, величиной, допускающие действия ребенка с ними. Например:
- фигурки или картинки животных разных цветов (зайчики, собачки)
- коробки форм
- пазлы крупные
- материалы Монтессори на зрительное и слуховое восприятие.
- материалы Монтессори на зрительное и слуховое восприятие.
- однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки, мисочки и пр.)
2) Наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление наиболее успешно развивается в различных видах продуктивной деятельности дошкольника, таких как конструирование по замыслу и по условиям; лепка, аппликация, рисование, моделирование.
Для этих видов деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие создание осмысленного целого продукта из отдельных частей, а также ориентацию по плану или схеме. Это могут быть:
- разрезные картинки
- кубики с составными картинками
- строительные материалы и разнообразные конструкторы
- мозаики
- материалы для лепки аппликации, рисования
- дидактические игрушки
- лабиринты и пр.
3) Логическое мышление. Для развития логического мышления дошкольника необходимы следующие действия: выделение существенного признака, установление последовательности событий, выявление причинно-следственных связей.
Все эти действия в дошкольном возрасте можно осуществлять на материале:
- настольно-печатных игр
- предметных и сюжетных картинок
- головоломок.
III. Игровые пособия, способствующие физическому развитию
- Мячи (разных размеров)
- Обручи
- Кегли
- Спортивное оборудование для дошкольников (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка)
- Скамеечки, «кочки», парапеты для ходьбы
- Коврики с разной поверхностью
- Оборудование для тренировки меткости (дротики с мишенью, боулинг, городки и пр.)