Опубликовано: 15.01.2017 г.
Автор: Кузнецова Ангелина Юрьевна, воспитатель
МБДОУ детский сад №7 «Золотая рыбка», г. Тамбов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Основные направления работы над драматизацией сказок
1.3. Приёмы, методы и технологии
2. Содержательный раздел
2.1. Этапы работы по умению инсценировать сказки.
3. Приложение.
3.1. Список используемой литературы.
3.2.Перспективно – календарное планирование
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Программы «Детство», которая является результатом научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.
Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа, которая разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года); Закона Российской Федерации «Об образовании»; СанПина; Приказа Министерства образования и науки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования».
Актуальность.
Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данный цикл занятий способствует развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению небольших ре продуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.
Цель: Развивать связную монологическую речь старших дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи, через разнообразные формы организации занятий.
Задачи
- Прививать любовь к детской литературе.
- Расширение представления детей о сказках.
- Развивать все стороны речи: расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь, отвечать на вопросы, формировать практические навыки выразительного чтения, рассказывания через сказку. Формировать интерес к книге, как к основному источнику информации;
Продолжить знакомить с жанром художественной литературы – сказкой;
Развивать, мышление, воображение, память;
Воспитывать творческую личность через театрализованную деятельность;
Воспитывать нравственные качества, эстетические чувства. - Вводить в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
- Развивать традиции семейного чтения.
- Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Основные направления работы
Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер",
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Игру-драматизацию характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие деятельности по драматизации целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Основные этапы работы
1 этап Обсуждение сценария с детьми
Обсуждение характера, поступков, действий, происходящих с персонажами. Выделение идеи– мысль будущей драматизации. Подготовка атрибутики.
2 этап Деление сценария на эпизоды
и пересказ их детьми.
3 этап Распределение ролей
4 этап Работа над ролью (умение вести диалог между персонажами сказки, умение, помочь сверстнику.) Оценка воспитателя.
Работа над культурой и техникой речи: четкой, звучной, выразительной.
Педагог может провести с детьми различные игры и упражнения, которые помогут:
а) формированию правильного, четкого произношения: дыханию, артикуляции, дикции, орфоэпии,
б) умению точно и выразительно передавать мысли автора: интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи,
в) работе над яркой, образной речью, расширению активного словаря детей.
5 этап Подбор музыкального сопровождения
В драматизации используется музыка, которая подчеркивает характер героев, помогает детям найти соответствующее пластическое решение.
6 этап Пересказ сказки по эпизодам, используя схемы, иллюстративный материал.
7 этап Игра – драматизация.
8 этап Обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, детьми.
Целевые ориентиры :
- Расширяется «читательский» опыт - (опыт слушания) сказки о животных и волшебные.
- Обогащается словарный запас дошкольников
- Развиваются умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки (в том числе по частям, по ролям). Выразительно рассказывать их фрагменты), участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
- Формируется желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, в игре-драматизации.
- Раскрываются творческие способности детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации)
- Произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- Развиваются психологические процессы (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
- Развивается умение свободного общения со взрослыми и детьми поповоду прочитанного, практическое овладение нормами русской речи
Занятия по драматизации сказок проводятся во вторую половину дня по подгруппам - 8-12 человек, в музыкальном или спортивном залах, 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группах – 20-25 минут. Учебная нагрузка составлена с учётом требований инструктивно-методического письма Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» и в соответствии с «Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24».
Учебно-методический комплекс:
- «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г.
- О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред. М.: 2008, — С.168
- Шорохова О.А.» Играем в сказку» М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с. — (Программа развития)
- Алексеева М.М., В.И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников // Учебное пособие. - М.: Академия, 1998. – 400 с.
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 126 с. 3. 6. 6.
- Виноградова Н.Ф. Формирование связной речи. – М.: Просвещение, 1975. – 217с.
- Барсукова Л.П. Поговорим об играх-драматизациях / Дошкольное воспитание, №11 1982
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
- Гуткович. И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников // Тезисы докладов Региональной научно - практической конференции "Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников". - Челябинск, 5 - 6 июня, 1998. - С. 13-15
Перспективное планирование работы по драматизации сказок с детьми 5-6 лет
Месяц, неделя |
Тема |
Задачи |
Содержание работы |
Сентябрь.
|
Повторение знакомых сказок «Репка», «Теремок». «Колобок» |
Вспомнить с детьми знакомые сказки. Назвать персонажей сказки. Пересказывать их с помощью мнемотаблицы, иллюстраций. Развивать речь детей. Употреблять в речи образные выражения, повторы. |
Чтение сказки с просмотром иллюстраций. Беседа по содержанию. Работа над выразительностью речи. Пересказ по ролям.
Рассказывание сказки с помощью мнемотаблицы. Драматизация сказок..
|
Октябрь, 1-2 недели
3-4 недели
Ноябрь 1-2 недели
3-4 недели
|
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Волк и семеро козлят»
В. Сутеев «Под грибом»
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» |
|
Чтение сказки или прослушивание аудиозаписи. Вопросы по содержанию сказки и показ сюжетных картинок, иллюстрирующих основные эпизоды. Характеристика главных героев. Передача диалогов героев. Зарисовка последовательности эпизодов сказки. Изготовление шапочек, элементов костюмов. Подбор музыкального сопровождения. Драматизация сказки. Воспитатель-сказочница зачитывает стихотворение, подводя детей к содержанию сказки. Рассматривание иллюстраций. Прослушивание аудиозаписи сказки. Характеристика героев. Разучивание песенки козы. Пересказ по ролям. Драматизация сказки.
Загадывание загадок о персонажах сказки. Чтение сказки или прослушивание аудиозаписи. Рассматривание иллюстраций. Рисование «Грибок – теремок», персонажей сказки. Пересказ сказки по эпизодам. Изготовление шапочек для персонажей. Работа над интонационной выразительностью речи. Имитационные движения персонажей. Драматизация сказки.
Чтение сказки с просмотром иллюстраций. Пояснение незнакомых выражений. Беседа о прочитанном. Характеристика персонажей сказки. Пересказ сказки с помощью моделей. Работа над выразительностью речи. Передача диалогов. Драматизация сказки. Творческое задание «Сочиним свою сказку про медвежат» |
Декабрь, 1-2 недели
3-4 недели |
П. Бажов «Серебряное копытце»
Русская народная сказка «Морозко»
|
1. Познакомить детей с великим сказочником Урала П. П. Бажовым. 2. Познакомить детей со сказом «Серебряное копытце». Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства. Прививать нравственный интерес и любовь к богатой природе Урала. 3. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. 4. Формирование умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
|
Беседа о сказочнике П. Бажове. Рассматривание иллюстраций с изображением Уральского края, рассказ об обычаях и традициях. Чтение стихов, подводящих к восприятию сказки. Слушание сказки в аудиозаписи. Беседа по содержанию сказки (характеристика героев, описание быта) Пересказ- сказки по эпизодам. Работа над интонационной выразительностью. Слушание народной уральской песни «Прялица» Драматизация сказки.
Загадки о морозе. Чтение сказки. Сравнительная характеристика героев, их поступков. Пересказ сценки встречи падчерицы с Морозом, родной дочери с Морозом. Рассматривание модели сказки , пересказ по ней. Работа над выразительностью речи. Рисование на тему сказки. Распределение ролей. Драматизация сказки. |
Январь, 2-я неделя
3-4 недели |
«Хаврошечка»
Братья Гримм. «Бременские музыканты» |
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
|
Аудиозапись сказки и демонстрация иллюстративного материала. Сравнительная характеристика героев, их поступков. Диалог в ролях.
Составление рассказов описательного характера по иллюстрациям к сказке. Словарная работа: холсты, наливные. Драматизация сказки.
Загадывание загадок о персонажах сказки. Аудиозапись сказки и демонстрация иллюстративного материала. Характеристика героев. Творческое задание: «Как могли бы говорить персонажи сказок» Изготовление масок – шапочек. Рисование героев сказки.
Пересказ сказки по мнемотаблице. Драматизация сказки.
|
Февраль, 1-2 недели
3-4 недели |
Ш. Перро «Красная Шапочка»
Английская сказка «Три поросенка» |
|
Чтение и анализ сказки Ш. Перро «Красная шапочка»; Просмотр мультфильма. Придумывание детьми сказки «Красная Шапочка по -новому». Упражнения на развитие интонационной выразительности; Работа над сценической речью;(ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой) Пересказ сказки по наглядной модели. Драматизация сказки.
Загадывание загадок о персонажах сказки. Чтение сказки с просмотром иллюстраций. Сравнительная характеристика героев, их поступков. Разучивание песенки поросят. Рисование домиков поросят. Рассматривание слайдов. Составление рассказов о том, как трудились над своими домиками поросята. Пересказ сказки по слайдам. Драматизация сказки. Творческое задание: «Придумай свой конец сказки»
|
Март, 1-2 недели
3-4 недели
Апрель, 1-2 недели
3-4 недели
|
В. Катаев «Цветик – семицветик»
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
Итальянская сказка «Ленивая внучка»
Русская народная сказка «По-щучьему велению |
|
Чтение произведение В.П. Катаева «Цветик-семицветик». Беседа по содержанию сказки (характеристика главной героини, оценка поступков Жени) Разучивание «волшебных слов» для исполнения желаний. Рисование «Цветик – семицветик» Пересказ эпизодов сказки (что желала Женя) Пересказ сказки по схеме. Работа над выразительной передачей диалогов действующих лиц сказки. Игра – драматизация. Беседа «Чтобы вы загадали, если бы у вас был волшебный цветок»
Чтение или прослушивание аудиозаписи сказки. Просмотр иллюстраций. Характеристика героев. Творческое задание :»Как могли бы говорить персонажи сказок» Изготовление масок – шапочек. Рисование героев сказки. Подготовка атрибутики для инсценировки.
Работа над сценической речью;(ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой) Пересказ сказки по эпизодам, по ролям. Драматизация сказки.
Чтение сказки, составление модели - схемы, пересказ сказки, п. игра "Кто как двигается", разучивание песни "Пять ленивых лягушат" и движений к ней, д. игра "Кто в сказке живёт", "Угадай сказку". Беседа о прочитанном. Подготовка масок – шапочек для персонажей. Подбор музыкального сопровождения. Рисование сценок из сказки. Пересказ по эпизодам. Драматизация сказки. Беседа о зачинах и концовках сказок. Пословицы о труде. Чтение сказки. Просмотр мультфильма. Объяснение непонятных слов. Подготовка атрибутики, музыкального сопровождения. Характеристика главного героя и его поступков. Пересказ сказки по эпизодам (использование схем, иллюстраций) Работа над выразительностью речи. Драматизация сказки |
Май, 1-2 недели
3-4 недели |
В. Сутеев «Мешок яблок»
Литературные викторины по сказкам. |
- Закрепить знания о сказках В. Сутеева;
|
Вспомнить уже знакомые детям сказки В. Сутеева. Загадки о животных – персонажах сказки. Чтение сказки, беседа по содержанию. Характеристика героев, их поступков. Имитационные движения, передача диалогов персонажей. Пересказ сказки по эпизодам (использование схем, иллюстраций) Распределение ролей. Драматизация сказки. Подготовка декораций: волшебный лес, избушка, озеро, атрибутика для персонажей знакомых сказок. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по сказкам( на ковре – самолете, на гусях – лебедях, на коне и др.) Загадывание загадок о сказках. Пение песен(Красная Шапочка, Колобок, «Теремок», ), импровизированные танцевальные движения. Общий хоровод сказочных персонажей. Беседа с детьми «Какие сказки вам больше всего понравились»
|