Опубликовано: 29.01.2017 г.
Автор: Мачихина Татьяна Викторовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №7 «Золотая рыбка»
г.Тамбов, Тамбовская область
Задачи:
-познакомить детей с историей происхождения и возникновения книги, её изготовление; показать, как она преобразовывалась под влиянием творчества человека;
-формировать представления о библиотеке и профессии библиотекаря;
-развивать интерес к творческой деятельности;
-воспитывать бережное отношение к книгам.
Материал и оборудование: сюжетно-ролевая игра «Библиотека», книги, портреты писателей, клей, ножницы, конверт с загадками.
Ход НОД:
Воспитатель собирает около себя детей, обращает внимание на хорошее настроение. Психологический этюд: «Передадим друг другу хорошее настроение». Затем педагог обращает внимание детей на конверт, адресованный детям данной группы, рассматривают его. Воспитатель достает из конверта карточки с загадками и загадывает их детям:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (книга)
-Для чего нам нужны книги? (ответы детей)
Воспитатель приглашает детей на выставку книг.
-Какие книги представлены на нашей выставке? (большие, маленькие, тонкие, толстые, красочные, иллюстрированные)
-Кто делает книги? Человек делает книги вручную? (с помощью машин в типографии)
-А всегда ли были книги такими?
Игра-рассказ «Путешествие в прошлое книги» (об истории создания книги).
Воспитатель сообщает детям, что раньше люди всё, что сочиняли, записывали вручную на глиняных дощечках, бересте, папирусе. Удобно ли было писать на них? Быстро или медленно создавались книги? Чтобы книга привлекала внимание, её красочно оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками, различными силуэтами. Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Как вы думаете, в старину было много книг?
Возникла потребность создавать много книг. И человек придумал печатный станок. Первую печатную книгу в России создал Иван Федоров. Постепенно станки усовершенствовались. Человек придумал машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации, изготавливают переплет, чтобы книга дольше сохранялась. Дети рассматривают книги, ищут обложку, страницы, иллюстрации, текст, переплет. Как вы думаете, а кто готовит весь материал для книг? (Поэты, писатели, художники).
Физкультминутка
Воспитатель предлагает игру «Составь слово». Дети отгадывают загадки. И из первых букв отгадок составляют слово «книга»
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет –
Там заметку кладет.
(Карандаш)
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка.
(Ноты)
А и Б сидели на трубе,
А упало, Б пропало,
Что осталось на трубе?
(И)
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот многое знает.
(Газета)
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется…(алфавит)
Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Мы в библиотеке».
Дети вспоминают правила поведения в библиотеке. Выбирают библиотекаря. Остальные дети – читатели. Чтобы получить книгу, посетитель должен знать ее заголовок или название произведения (стихи, рассказы, сказки).
В конце занятия предложить помочь малышам подклеить книги. Готовые книги отнести им в группу.