Опубликовано: 31.01.2017 г.
Автор: Петрова Татьяна Петровна, воспитатель
МБДОУ детский сад «Умка», г. Тамбов
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Задачи:
1. Образовательные:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование;
помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
2. Развивающие:
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
3.Воспитательные:
Продолжать воспитывать культуру поведения;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро приветливым лицам.
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Эти несколько минут мы проведем вместе. Пусть они вам принесут радость, много нового и интересного.
Что это за звуки?( шум дождя)
Да. Это дождь.(видео)
I. Информационно-познавательная
Видео (Осенний дождь. На прогулке с детьми)
Он совсем недавно
На прогулку вышел.
Мокрым, мягким клювом
Постучал по крышам.
- Кто же до нас уже побывал на прогулке?
- Конечно, это дождик.
- Дождь прошел - оставил их,
Средних , маленьких, больших
- Что же он оставил нам в подарок?
- А что такое лужа? (Небольшое скопление воды на поверхности земли)
- Давайте подойдем к луже и посмотрим на нее сверху. Что там видим?
-А если я сейчас палочкой сделаю волны , то мы по –прежнему видим свое отражение?( Очень плохо. Оно размытое.)
- Какой вывод делаем? Каким свойством обладает вода?
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
-Ребята, а я напоминаю, по возвращению в группу сделать отметку об одном из свойств воды в своих экспериментальных листах.
Слайд
И эту запись мы выполнили. Посмотрите. Еще раз скажите, с каким свойством воды познакомились?
II. Опытно-экспериментальная.
Вода-чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. С одним мы уже познакомились ,когда были на прогулке.А вот чтобы узнать про остальные волшебные свойства ,мы сегодня отправимся в лабораторию.
-Что такое лаборатория? (место,где проводятся опыты)
-Как называют людей, которые проводят опыты, ставят эксперименты?(ученые)
Слайд
- Вот и я вам предлагаю стать учеными и поработать в нашей лаборатории. Хотите?
- Ну раз вы хотите стать учеными, вам надо и выглядеть соответственно. Надевайте специальную одежду- белые халаты и присаживайтесь на свои места.
- Вы стали похожи на настоящих ученых и наверное быстро мне напомните, как должны вести себя ученые в лаборатории?
- Не шумите - этим вы мешаете другим.
-Аккуратно обращайтесь с посудой
-Внимательно следите за результатами опыта.
-Закончив наблюдение, не забудьте сделать вывод и выполнить записи в экспериментальных листах
Итак, приступим к нашему исследованию
ОПЫТ № 1
-У меня в руках баночка. Чтобы узнать, что там лежит, надо отгадать загадку.
-Слушайте:
В поле родился
На заводе варился
В стакане растворился.( сахарный песок)
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам помогает.
-Из чего получают сахар?( Свекла делает нашу жизнь не только вкуснее, но и слаще. Из особых сахаристых сортов свеклы получают сахар. Процесс этот достаточно трудоемкий.
На сахарных заводах корнеплоды свеклы моют, а затем разрезают на куски. Особые машины превращают эти куски в кашеобразную массу. Ею набивают специальные мешки из грубой шерсти и кладут их под пресс. Таким образом выдавливают сок, который в больших котлах кипятят до полного выпаривания воды. Когда сок сгущается, содержание сахарозы в нем достигает 85%. После этого сгущенный сок подвергают довольно сложной очистке, в результате которой получается привычный нам белый сахарный песок.
-Почему в стакане растворился? (
-Так давайте проверим, действительно сахар исчезает в воде.
-Берем баночку с сахарным песком. Она находится под белой салфеткой. И ставим на середину стола. Достаем пробирку и держим в левой руке. Берем мерный стакан и наливаем воду до середины пробирки. А теперь сыплем ложку сахара в пробирку. Палочкой размешиваем. За мной дружно повторяем:
Мы мешаем, мы мешаем
Что получится узнаем.
Знают даже малыши.
Опыты для всех важны.
Считаем до 10 и обратно
Растворила все вода?
Исчез сахар без следа?
Какой вывод сделаем? С каким свойством воды познакомились?
Вывод: Вода является растворителем
Убираем все оборудование. Приготовьте экспериментальные листы.
Давайте отметим это свойство воды.
Слайд
Проверьте ,правильно вы выполнили.
ОПЫТ №2
Интересно, а все ли вещества могут растворяться в воде?
-У меня в этой баночке снова находится какое-то вещество. А вот какое-отгадайте:
Что-то можно в нем зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нем поспать часок,
Угадали что?... ( речной песок)
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился,
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то речной,
Отгадайте, кто такой.
-Опыт проведем второй и берем речной песок. Он находится под салфеткой желтого цвета. Ставим на середину стола. Что же мы будем делать дальше? Кто поможет?...
Берем пустую пробирку и наполняем ее водой до середины. А теперь сыплем песок речной в пробирку. Берем палочку и размешиваем.
-Слова те же повторяем:
Мы мешаем, мы мешаем.
Что получится узнаем.
Знают даже малыши
Опыты для всех важны.
Считаем до 10 и обратно
-Растворила все вода?
Исчез ли песок у нас без следа?
Как бы долго ни старались.
Все песчиночки остались
Вниз тихонечко спустились
И в воде не растворились.
Какой вывод сделаем? С каким свойством воды познакомились?
Вывод: Вода не все вещества может растворять.
Убираем все оборудование. Приготовьте экспериментальные листы.
Отмечаем это свойство.
Слайд
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём ко мне.
Физминутка
Мы на небо посмотрели-смотрим вверх
Капельки «кап-кап» запели
Капля первая упала
И вторая побежала.
Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой.
На цветы – круговое движение правой рукой.
И на дорожку – обе руки перед собой.
Льётся, льётся – руки опускаем сверху вниз.
Ой, ой, ой – покачивание головой.
Побежали мы домой – бег на месте.
Отдохнули? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжаем изучать воду.
ОПЫТ №3
- Ребята, вчера я проходила около нашей реки Цны и очень удивилась, увидев какая грязная в ней вода. Я набрала ее в бутылочки и принесла вам показать. Посмотрите.
-Какая вода? (мутная, грязная, темная)
-Вы правильно сказали, что вода в реке грязная, мутная, а какая вода течет из водопроводного крана (чистая, прозрачная)
Что же за превращения происходят с водой? (воду очищают)
Сможем ли мы с вами очистить воду?.
Как это можно сделать? Посмотрите , что у вас для этого есть?(с помощью фильтра)
Из чего можно сделать фильтр? (вата, марля, бумажная салфетка)
Самый простой фильтр мы можем сделать из ватных дисков. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы берем колбу. Вставляем воронку. Устанавливаем в воронку наш фильтр- ватный диск. Берем мерный стакан с грязной водой и осторожно по немногу будем лить в колбу с фильтром. Выливаем половину.
Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Сравните воду в колбе и в мерном стакане. Что можем сказать? (В колбе стала чище)
-Какой делаем вывод? Каким свойством обладает вода?
Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтра
Выполняем записи в экспериментальных листах
Слайд
Раз мы воду с вами очистили, может мы ее попробуем выпить? Почему эту воду нельзя пить?
Мы очистили воду только от части песка, грязи, а вот болезнетворные микробы в ней остались. Воду для питья можно брать только водопроводную, которую очищают на водопроводных станциях сложными фильтрами .
Слайд
Снаружи водопроводные станции выглядят так. Посмотрите какие большие здания.
Слайд
Внутри огромный зал с квадратными бассейнами. Сюда поступает вода из реки.
Слайд
А качают эту воду огромные насосы. Один такой насос мог бы заполнить 3 комнатную квартиру за 1 минуту.
Слайд
А это блок , где вода проходит очистку через песчаные и угольные фильтры.
Слайд
В результате всех этапов очистки,вода становится пригодной для питья.
Видите какой сложный путь проходит вода ,прежде чем попасть к нам .
Итак, какие же свойства воды вы узнали из опытов? Обращаемся за помощью к экспериментальному листу.
Слайд
Вода может отражать окружающие предметы
Вода может растворять одни вещества и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
III. Итог.
Ребята, помните, вода-одно из самых удивительных веществ на планете.
Вода- добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои произведения о воде. Я знаю ,что вы знакомы со стихотворением Н.Рыжовой
«Волшебная вода»
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Вы все сегодня молодцы! Провели большую работу, дружно и активно поработали в нашей лаборатории. А вот интересно, какое было настроение у вас во время этой работы. Давайте узнаем. Скажите ,какое свойство воды мы используем,когда работаем красками на занятиях по ИЗО?Предлагаю вам, используя это свойство, раскрасить воду в стакане в такой цвет,который соотвествует вашему настроению.
Слайд
Желтый- радостное(смайлик улыбается)
Синий-грустное(смайлик грустит)
Покажите воду в стакане. Я очень рада,что вам было интересно работать.
Я думаю обо всем новом, что вы сегодня узнали , вы расскажите своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях. Лаборатория закрывается. Товарищи ученые снимают свои халаты. И в конце нашей работы я хочу угостить вас чистой, прохладной, очень полезной водичкой.