Опубликовано: 02.02.2017 г.
Автор: Сидякова Татьяна Ильдусовна, педагог дополнительного образования
МАДОУ "Козловский ЦРР - детский сад "Пчёлка" Чувашская республика, г.Козловка
ЦЕЛЬ: Вовлечение детей в самостоятельную творческую деятельность.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- Освоить технологическую последовательность и приемы выполнения игольницы;
- Научить изготавливать простейшую игольницу.
Развивающие:
- Развить умение работать в коллективе;
- Развить творческие способности детей.
Воспитывающие:
- Воспитать аккуратность, терпение, трудолюбие;
- Воспитать умение доводить начатое дело до конца.
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: дети 8 – 9 лет.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: Объяснения с элементами показа приёмов работы, правила техники безопасности, работа с инструкционными картами.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Инструкционные карты, коллекция игольниц выполненных в разных стилях, ткань (желательно тонкое сукно или стрейч), иголки, нитки, синтепон, ножницы.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс образовательного учреждения.
ПЛАН УРОК:
- Организационный момент. Постановка цели урока и объяснение задач.
- Теоретический раздел: объяснение нового материала.
- Практический раздел: работа учащихся.
I. Организационная момент
Приветствие учащихся, проверка явки, и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.
II. Теоретический раздел: история о игольницах, беседа-обобщение с ориентировкой на жизненный опыт учащихся
Тема нашего занятия: изготовление игольницы.
Игольницы - прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для шитья и вышивания, так и для декоративных целей.
История
В древние времена, когда ткань только стала распространяться, игольницы изготавливались при помощи любой ткани и бумаги, которые перекладывались между собой. Но их могли себе позволить только богатые люди. Позднее, игольницы изготавливались из дерева или слоновой кости, и между ними располагалась бархатная материя, где хранились булавки, иголки.
Игольницы-подушечки
Игольницы-подушечки часто создаются рукодельницами в декоративных целях. Они могут быть простой формы — квадрат, круг, сердечко — или сложной: в виде сумочки, фигурки животного, цветка. Простую самодельную игольницу можно изготовить из картона, набивного материала, например, ваты или поролона, и ткани. Игольницы украшают вышивкой, аппликацией, вместо ткани может использоваться вязка.
У стандартных игольниц есть атласная петля, и они могут быть использованы для украшения интерьера.
Игольницы на руку используются как браслет. Их удобно применять во время шитья или вышивания. Снизу у них - резиновая петелька, позволяющая надевать игольницу по желанию на палец или руку. Иголки и булавки всегда будут рядом, а пластиковая основа не даст проткнуть игольницу и уколоть руку.
А сейчас, я вас хочу спросить? (примерные вопросы беседы)
- Нравятся ли Вам игольницы, представленные на этой мини-выставке?
- Есть ли в ваших домах такие игольницы?
- Если есть, то кто выполнял их?
- С какими работами приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками?
- Как Вы думаете, актуальны ли они в наши дни?
- Хотите Вы сделать такие же игольницы для своих друзей и близких?
- Украсят ли они Ваш дом?
Сегодня наша задача состоит в том, чтобы научиться аккуратно, выполнять игольницу и закрепим изученные швы. Глядя на образцы игольниц, вы поймете, что в умелых руках эти незатейливые швы творят чудеса.
Думаю, нам можно приступить к практической работе. У каждого на парте лежит, технологическая последовательность изготовления сувенира-игольницы, пользуясь ею, мы будем выполнять данную игольницу. (Приложение 1)
III. Практическая работа:
Изготовление сувенира- игольницы “Цветочек”.
1) Объяснение правил техники безопасности (Приложение 2) и напоминание о правильной посадке за партой во время работы.
2) Самостоятельная работа детей.
Вы не устали? Давайте проведём физкультминутку (в середине занятия).
Физкультминутка:
- Начертить глазами прямоугольник. Повторить 4-5 раз.
- Поморгаем глазами. Повторить 5 раз.
- Упражнение «Веер». Пальцы размахиваем в стороны и в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
- Упражнение «Пружинка». Пальцами обеих рук соединяем и растягиваем. Повторить 4-5 раз.
- Упражнение «Капельки». Встряхивание. Повторить 4-5 раз.
А теперь продолжаем.
Текущий инструктаж и выполнение практической работы
- Обход рабочих мест учащихся.
- Проверка соблюдения ТБ при работе с ножницами.
- Проверка соблюдения технологии и приёмов работы.
- Проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований.
- Индивидуальная работа с учащимися, помощь при работе.
- Контроль за работой, выполняемой учащимися.
С интересом, воодушевлением и творческим подъёмом ребята изготовили игольницы в виде цветочка. Вид, форму и цветовую гамму своих цветочек ребята обдумали заранее, подобрали необходимые материалы, начертили эскиз. Во время занятия девочки сумели преодолеть все этапы работы: раскрой, пошив, отделку изделия. Завершением работы стал творческий показ своих изделий.
Заключительная часть урока
Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Мне хочется узнать: где вы будете использовать ваши игольницы? (Ответы ребят).
Что нового узнали за время нашего общения? Я благодарю всех за сотрудничество и жду вас на следующее занятие, которое будет не менее интересным.
Я прощаюсь с вами. Желаю много удачных дней.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
изготовления сувенира-игольницы «Цветочек»
Рис.1
|
Вырезать по лекалу 2 круга диаметром 6 – 9 см.
|
Рис.2
|
Сложить детали лицевой стороной внутрь и прошить по окружности швом «назад иголку», оставив отверстие около 3 см.
|
Рис.3
|
Вывернуть и плотно набить синтепоном. Зашить отверстие.
|
Рис.4
|
Длинной иглой, начиная с середины, прошить и стянуть подушечку. |
Рис.5
|
Окончательная отделка. Украсить игольницу толстой нитью разделив на 6-8 сегментов, получится вот такой цветочек.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Правила техники безопасности во время работы
с ручными инструментами и приспособлениями
- Быть внимательными.
- Класть ножницы с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
- Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
- Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, в стол или в другие случайные предметы. Их надо вкалывать только в игольницу.
- Нельзя перекусывать нитку зубами, так как она может поранить губы.
- По окончании работы убери свое рабочее место