Опубликовано: 10.02.2017 г.
Автор: Ликинская Екатерина Сергеевна, воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 169»
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование у детей правильного звукопроизношения, чёткой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал в группе дошкольного учреждения и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказывать воспитатели и родители.
Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в этом случае, если у ребёнка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка; развито речевое дыхание, а также, если он умеет владеть своим голосом.
Очень важно для выработки чёткого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, так как именно это позволяет ребёнку контролировать собственную речь.
В основе работы по воспитанию звуковой культуры речи лежит последовательное, поэтапное изучение всех звуков родного языка. Систематические упражнения проводятся с детьми 2 - летнего возраста. На этих занятиях малыши в игровой форме привыкают во время речевого общения смотреть на собеседника и следить за движениями его губ и языка, учатся копировать эти движения, достигая всё более точного воспроизведения звуков родной речи.
Правильное произношение звуков не может сформироваться и без развития у детей таких речевых навыков, как речевое дыхание, голос, умеренный темп речи, слуховое внимание. Необходимо учить различать разные звуки. В это помогут игры: «тихий – громкий», «низкий звук высокий», «узнай по звучанию музыкальную игрушку», «найди на слух источник звука», «узнай по голосу», «испорченный телефон» и т. д.