Опубликовано: 10.02.2017 г.
Автор: Ликинская Екатерина Сергеевна, воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 169»
Возраст от 4 до 5 лет - сенситивный период формирования фонематического слуха, то есть способности к анализу и синтезу речевых звуков, - слух, обеспечивающий восприятие фонем (минимальных звуковых единиц) родного языка. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Для того, чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить по 2-3 раза в день. Продолжительность её – 10-15 минут.
Ознакомление со звуками проводится в игровой форме: каждый звук связывается с каким - то образом (например: «А»- плач малыша, «В»- вой ветра, «С»- песенка водички, «Ж»- жужжание жука). После этого проводятся упражнения на звукоподражание и голосовые, включающие данный звук.
Они особенно полезны для детей младшего возраста. Малыши с удовольствием квакают, мяукают, изображают, как гудит машина или тикают часики, меняют силу голоса, говоря то тихо, то громко, варьируют его высоту, выполняют различные упражнения для развития речевого дыхания.
Закрепление каждого звука сопровождается движениями пальцев рук «Пальчики здороваются», так как подобные движения пальцев способствуют более быстрому усвоению отрабатываемого звука и введению его в речь.
Со старшими детьми проводятся игры, направленные на развитие фонематического слуха: «Угадай, чья это песенка?» - на различение похожих звукоподражаний и отдельных звуков; «Повтори» - когда от ребёнка требуется произносить вслед за взрослым пары и цепочки слогов, близких в акустическом отношении. Аналогичные игры приводятся и на материале слов – когда ребёнку предлагается дифференцировать на слух, а затем правильно вставить в контекст слова, отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (по признаку твёрдости - мягкости; глухости - звонкости). Пример: мышка – мишка, том – дом.
Старшим дошкольникам даются задания подобрать рифму в двустишиях «Добавь словечко», для того чтобы фонематический слух стал ещё совершеннее.