Опубликовано: 16.02.2017 г.
Автор: Морозова Елена Михайловна, воспитатель
г. Новосибирск МАДОУ детский сад № 102
Интеграция образовательных областей:
- физическое развитие
Цель ОД:
- закрепление представлений о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей самостоятельно создавать модели самолетов и использовать их в познавательной деятельности;
- Учить самостоятельно проводить эксперименты.
Развивающие:
- создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств; проведение опытов с воздухом, показ презентации, учиться самостоятельно складывать самолетик из бумаги.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе;
Методы и приемы:
- словесные: рассказ педагога, вопросы детям;
- экспериментирование;
- моделирование: показ образца создания самолета из бумаги;
- практические: усвоение новых знаний.
Оборудование: стакан; емкость с водой; небольшой камень; бумага; электрический генератор; маленький бумажный кораблик.
Средства:
Технические: оборудование: проектор, экран, компьютер.
Раздаточный материал: п/э пакеты, бумажные веера.
Предварительная работа:
- проведение экспериментов на формирование представлений о воздухе и его свойствах;
- беседа о значении воздуха.
Форма организации: групповая, фронтальная.
Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы;
I. Организационный момент
Ребята, сегодня мы с вами вспомним о воздухе и его свойствах. Нам сегодня пришла посылка. И эту посылку нам прислали по воздуху на воздушном шаре. Давайте посмотрим что там. (Открываю посылку и достаю стакан.) Воспитатель: «Посмотрите, что нам прислали. Нам есть еще и письмо. «Дорогие ребята, меня зовут Карлсон, который живет на крыше. Я летаю по воздуху с помощью пропеллера. Но я не знаю, есть ли в стакане воздух? Помогите мне пожалуйста узнать об этом. Ребята, я рассчитываю на вашу помощь» Поможем?
II. Вводная часть
Воспитатель: «Ребята, скажите, чего в комнате не видно? (Воздух.) Что вы знаете о воздухе? (Он не виден, воздух бесцветный, прозрачный.) Откуда же вы узнали, что в комнате находится воздух? (Без воздуха мы не смогли бы дышать.) Сегодня мы будем искать воздух там, где как мы думаем, его нет.
III. Основная часть
Воспитатель: «Посмотрите, что у меня в стакане? (Показываю стакан.) (В стакане ничего нет; воздух.) А как показать, что в стакане есть воздух? (ответы детей)
Помните, мы с вами выпускали воздух в стакан с водой. Что нужно было сделать? (Подуть в трубочку.) Правильно. Сейчас мы с вами проверим, есть ли в стакане воздух. Как вы думаете, что нужно сделать? (Опустить стакан вверх дном в воду.). Если бы в стакане ничего не было, туда бы вошла вода. А сейчас вода туда войдет? (не войдет.) (Переворачиваю стакан и опускаю в емкость с водой.) Что же мы видим ребята? (В стакане воды нет.) В стакане находится воздух, и мешает воде войти в стакан. Мы даже можем опустить кораблик в воду, и сделать так, что он будет под водой. (Опускаю в воду маленький кораблик и накрываю его стаканом.) Ребята, посмотрите, что же произошло? (Кораблик не утонул, он плавает.) Так что же есть везде, даже в пустом стакане, только его не видно? (Воздух.) Правильно, молодцы.
А сейчас вы станете самыми настоящими исследователями. Для этого нам нужно разделиться на две группы. Поочередно каждая группа проведет свой опыт, а другая группа будет наблюдать.
Первая группа проводит опыт с пакетом. Пакет лежит на столе. Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что воздух есть в пакете? (Нет.) Почему вы так думаете? (Пакет плоский.) Что нужно сделать, чтобы воздух попал в пакет? (Взмахнуть им и закрутить.) (Дети набирают воздух в пакет.) Какой вывод можно сделать? (В пакете есть воздух.)
Вторая группа проводит опыт с веером и водой. Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, как появляются волны на море? (Ветер дует на воду и появляются волны.) Давайте посмотрим так ли это? (Дети машут заранее заготовленным веером над водой.) Почему появились волны? (От ветра, воздуха.) Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться и поэтому появляются волны.
Обе группы справились со своими заданиями, и сейчас мы с вами отдохнем.
Физминутка
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем руки через стороны вверх,
делая вдох через нос.
Через стороны опускают руки и тихо
произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
Ну вот, мы с вами отдохнули. Сейчас внимательно меня послушайте. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Увидим, кто о воздухе знает больше. Кто знает, в ответ поднимает руку, а остальные слушают.
Вопрос 1
Ребята, где воздух чище, в городе или в лесу? (В лесу. Деревья воздух очищают.) Правильно, деревья впитывают в себя воздух грязный, а выделяют кислород.
Вопрос 2
Чем дышит дерево? (Листьями.)
Вопрос 3
Где меньше всего бактерий в лесу или в городе? (В лесу.) Правильно. Почему вы так думаете? (Деревья забирают воздух грязный, а выделяют чистый.)
Молодцы. Вы ответили на все вопросы. Воздух чище в лесу, дерево дышит листьями, и бактерий меньше всего в лесу.
IV. Заключительная часть
И так ребята, мы с вами выяснили, что воздух есть везде, даже в пустом стакане. И он может помогать людям. Как вы думаете? (Высказывания детей)
Слайд 1
Как вы думаете, почему корабль плывет? (Ему помогает ветер, воздух.)
Правильно, воздух надувает паруса, ведь ветер – это воздух, и корабль плывет.
Слайд 2
Ребята, как вы думаете, почему птицы летают и не падают? (У них есть крылья.) Правильно. Крылья птицы опираются на воздух, отталкиваются от него и летят.
Слайд 3
Так же и самолеты – у них есть крылья, и они опираются на воздух и летят. Если бы не было воздуха, то самолеты и птицы не смогли бы летать.
Воздух нам помогает получать электричество, посмотрите, как это происходит.
Показ видео
Слайд 4
Точно так же ветер дует на ветряную мельницу, и мельница вращается, помогает людям молоть муку.
Посмотрите, у меня в руках листочек бумаги и небольшой камень. Если я одновременно выпущу их из рук, что быстрее упадет? (Камень.) Почему вы так думаете? (Камень тяжелее.) Проверим. Камень упал быстрее чем бумага. Почему бумага падает дольше, чем камень? (Бумага легче; камень тяжелее.) Лист бумаги падает дольше, потому что он опирается на воздух и задерживается в падении.
Ну вот, ребята, мы помогли узнать Карлсону, что воздух есть везде, даже в пустом стакане.
Сейчас я предлагаю сделать самолетики из бумаги. Каждый из вас может запустить свой самолетик, и показать наш эксперимент своим друзьям (Дети изготавливают самолеты.)
Итак, ребята, что интересного вы узнали на занятии? (Корабль без ветра не поплывет, птицы и самолеты без воздуха летать не смогут, камень тяжелее чем бумага, и поэтому он падает быстрее.)
Молодцы!
Используемая литература:
- Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 80с.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПБ.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128с.
- Интернет-ресурсы.