Опубликовано: 20.03.2017 г.
Автор: Петрова Елена Александровна, воспитатель
МАДОУ Ситнещелкановский ЦРР- д/с «Березка» Ступинского муниципального района
Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию сказки для познавательно-экологического развития дошкольников.
Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологических представлений через экологические сказки.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, распечатанные сказки для педагогов, два букета цветов и один засохший.
Ход мастер класса:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хочу начать с маленького четверостишия:
«И нельзя без сказки нам прожить друзья
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
- Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. Я в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду -научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Игра с залом: (на экране появляются картинки)
- что общего между этими картинками? (экология)
- что общего между этими картинками? (сказка)
- как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка)
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы
знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она
воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, где добро побеждает зло. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это
происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь.
Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой).
В среднем возрасте, рассказывая сказку « Гуси-лебеди», мы можем познакомить детей с разными ситуациями. Что у яблони могут обломаться ветки от тяжести. Что если в речке камни будут препятствовать воде, то может образоваться платина и речка растечется.
А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о
том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит
весна, за весной лето и т.д.
Часто мы используем народные сказки, так как они во многом
«экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру,
взаимоотношение людей со средой обитания.
Экологические сказки помогают усвоить определенный материал.
Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об свойстве воды , мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются Льдинка, Зайчик, Белочка, Сова. Как они будут себя вести, что делать?
В экологической сказке персонажи могут встречаться с чем-то, или кем-то им неизвестным, незнакомым и в процессе знакомства открывать для себя много нового и интересного. В работе с детьми старшего возраста по сказке «Почему Льдинка исчезла?» когда Льдинка неожиданно исчезла, её друзья Зайчик и Белочка за помощью обратились к мудрой Сове. В сказке Сова не помогает объяснить почему исчезла льдинка. Я же предлагаю детям помочь героям сказки. - Ребята, а вы не можете сказать куда исчезла льдинка? - Что вы можете рассказать о льдинке ? - Что должно случиться чтобы она растаял? - Во что превратиться лед? - Когда на улице мы можем встретить льдинку? - Как называется время года, когда появляется льдинка … а исчезает? - Где дома может жить льдинка? и т.д.
Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с
удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием
формирует у детей представление о причинно-следственных связях в
природном комплексе.
Задание участникам мастер-класса
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят
в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится
равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой, ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? «Это сойка, давайте ее поймаем» - сказал Петя.
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год
опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.
А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку
(Раздается текст)
«Ежик и заяц».
Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить
утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему
навстречу бежит заяц.
Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»
Заяц:«Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри ,какая погода,
все утро дождь идет, настроение отвратительное».
Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя,
а всегда светило солнце».
Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
Ежик: «Ага ,зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья,
трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».
Ежик: «А давай проверим»?
Заяц: « И как же это мы будем проверять»?
Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от
меня».
Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!
Ежик: « Зайчик и ты мне подари цветы».
Заяц: «Да запросто, держи».
Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем
каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты
зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
Заяц: «Хорошо ежик.
Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В
этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками.
Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.
Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился,
солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил,
засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».
Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?
Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что
находились в вазе без воды».
Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все
живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на
землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться
всему и дождику и солнышку».
Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и
радоваться всему вокруг»!
- Итак мы выяснили, что вода необходима для растений. Сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку.
Алгоритм составления сказок.
1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место
обозначается каким-либо словом. (Лес)
2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.
3. Одушевленные объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливый, важный, веселые, грустный.
4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют
свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они
умеют думать и чувствовать, как люди.
5. Описывается случай.
6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по
отношению к случаю.
7. Выводятся жизненные правила.
8. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих
способов: «Это было….», «Эта история, которая произошла ….», «Как кто – то в ….. …..».
Например «Зайчик и Медвежонок»
Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.
Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу.
Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли
красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились,
кувыркались по мягкой зелёной травке. Им так понравилось, что наследующий день они опять вернулись, чтобы там поиграть. Но поляна была совсем не такой красивой, трава пожелтела и засохла. Тогда они поняли, что они поступили неправильно, когда кувыркались по ней.
Итак мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же
этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:
1 Чтение сказок.
2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
3 Театрализация сказок.
4.Исправление ошибок в сказках.
- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно
работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое,
увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной
деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в
воспитании детей.
- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:
«Вы – талантливы все»! И хочу подарить вот такие небольшие открытки «Найди ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Список литературы:
1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для
детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014.
2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель,2003.
3.Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /В.М.Корнилова-
Воспитатель. Москва 2008.
4. Смирнова В.В.Тропинка в природу/В.В.Смирнова.- санкт- Петербург 2001.
5.Рыжова Н.А.Экологические рассказы, сказки и праздники/Н.А.Рыжова. -Москва 2002