Опубликовано: 27.03.2017 г.
Автор: Скворцова Галина Анатольевна, воспитатель,
МДОУ «Детский сад №11 города Галича Костромской области»
Цель занятия: создать условия для формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Программное содержание: «Познавательное развитие»
-познакомить историей возникновения пуговиц,
- формировать представления об истории человечества (древний мир),
- расширять кругозор детей,
- закреплять умения сравнивать предметы,
- развивать познавательно-исследовательский интерес,
- развивать умение работать коллективно, объединять свою работу в соответствии с общим замыслом,
- развивать умение определять материалы, из которых изготовлены пуговицы.
«Речевое развитие»
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивать грамматический строй речи,
- обогащать словарь детей (пластмасса),
- развивать умение рассуждать, делать выводы.
«Социально-личностное развитие»
- развивать трудовую деятельность,
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду,
- воспитывать самостоятельность при выполнении работы,
«Физическое развитие»
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Методические приемы: наглядный: показ картинок, иллюстраций из альбома «Русский национальный костюм», показ схемы для рассказа;
Словесный: пластмасса, «кляпыши»;
Игровой: обыгрывание сюжетов о пуговицах;
Практический: проведение опытов с пуговицами (деревянная не тонет в воде, металлическая утонула в воде, пластмассовая расплавилась на огне), выполнение коллажа их пуговиц;
Словарная работа: пластмасса - пластическая масса;
Предварительная работа: рассматривание альбома «Русский национальный костюм», работа со схемами, рассматривание пуговиц, выполнение коллекции из пуговиц, раскрашивание картинок с изображением разных пуговиц, игры с пуговицами.
Оборудование: альбом «Русский национальный костюм»; книга о древних людях; схемы; пуговицы разного размера, формы, материала; коробочки (3шт); 2 стакана с водой; подносы (3шт); свеча; коробок спичек; пинцет; коллаж из пластилина.
Ход занятия:
|
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
|
1 часть – вход в ООД |
|
Создание образовательной ситуации |
- Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. - Хотите узнать куда? - Отгадайте загадку.
- Что это такое?
|
+ Да
+ Одеваться соберёшься- Без меня не обойдёшься. Знают взрослые и дети- Застегну я всё на свете. + Пуговицы. |
Мотивация детей на предстоящую деятельность |
- Мы совершим путешествие в волшебный мир пуговиц. - Откуда к нам пришла пуговица? |
+ Из древности. + Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
|
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми |
- Вот мы с вами очутились в волшебном мире пуговиц. |
|
|
2 часть основная |
|
Уточнение знаний в процессе деятельности , осуществляемой в тесном контакте со взрослым. |
- В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. - Какая одежда была у древних людей? - Почему?
- Почему люди стали использовать пуговицы?
- Правильно. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки. Шли века. Люди научились прясть пряжу, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли. Со временем одежда становилась более разнообразной. Появились разные ткани: лёгкие и воздушные шёлковые, плотные и тяжёлые шерстяные. Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящее украшение из золота и серебра. Для парадных костюмов пуговицы иногда делали из крупных драгоценных камней, в которых просверливали дырочки. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье, и каждая имела своё название. - На Руси делали пуговиц-«кляпыши». На палочку из серебра обвивали золотыми нитями до тех пор, пока на одном конце не получался шарик. Самые маленькие кляпыши были с горошину, а крупные - размером с куриное яйцо. - Какие пуговицы использовали богатые люди? - Почему?
- Правильно. Но чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл. - Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберёгов, поэтому их называли пуговицами – от слова «пугать». - У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Это уже современные пуговицы. Найдите на одежде пуговицы, расскажите, какие они, пользуясь схемой.
- Для чего нам нужны пуговицы?
- Для чего пуговице нужны отверстия?
- Какие бывают пуговицы?
- Сейчас вы разделитесь на группы. Пойдёте к столам. У вас в коробочках лежат пуговицы их надо разобрать по признаку – из чего сделаны: 1 стол - деревянные; 2 стол - металлические; 3 стол - пластмассовые. - (1 стол) Расскажите о своих пуговицах. - Из чего они сделаны? - Чем пуговицы были раньше?
- Чем хороша такая пуговица?
- Какие недостатки у деревянной пуговицы?
- Где можно использовать такие пуговицы?
- Вы сказали, что пуговица лёгкая, докажите.
- Что вы скажете?
- (2 стол) Расскажите о своих пуговицах. Из чего у вас сделаны пуговицы?
- Чем хороша такая пуговица?
- Недостатки таких пуговиц, какие? - Вы сказали, что она тяжёлая, докажите.
- Что вы скажете?
- Где можно использовать такие пуговицы?
- (3 стол) Из чего сделаны ваши пуговицы?
- В природе встречается пластмасса? - В природе нет пластмассы. Само название означает «пластическая масса». Различные вещества химическим путём размешиваются, расплавляются, превращаются в пластическую массу, наподобие пластилина. Из такой массы делают на специальных машинах различные формы (посуду, игрушки, расчёски, пуговицы). Остывшие детали устойчиво сохраняют свою форму. -Почему эта пуговица хорошая?
- Недостатки такой пуговицы, какие? - Где можно использовать такие пуговицы?
- Вы сказали, что эти пуговицы боятся огня, плавятся. - Давайте проверим, действительно ли это так. (Воспитатель проводит опыт. Зажигается свеча, воспитатель пинцетом держит пуговицу над огнём) - Что вы скажите? |
+ Показ картинки.
+ Неудобная. + Она могла развязаться, было холодно, некрасиво, ходить так неудобно.
+ Чтобы не распахивалась, было удобно ходить.
+ Показ картинок
+ Показ картинок
+ Иллюстрации из альбома «Русский национальный костюм»
+ Пуговицы из золота и серебра.
+ Они были очень дорогие, украшены драгоценными камнями, их могли купить только богатые люди. + Показ картинок
+ Дети рассказывают по схеме о пуговицах.
+ Чтобы одежда держалась на теле, не распахивалась, было удобно ходить, делать работу, было красиво.
+ Чтобы пришить её к одежде. + С дырочками, на ножке, круглые, овальные, и др.
+ Дети делятся на 3 группы, подходят к столам, раскладывают пуговицы по признаку - из чего сделаны.
+ У нас деревянные пуговицы. Когда – то пуговица была веточкой и жила в лесу. На ней росли листья. Иногда садились птицы. Люди срезали ветку, очистили её от коры, распилили на тонкие диски. В них просверлили дырочки для того, чтобы готовую пуговицу можно было пришить к одежде. + Она лёгкая, гладкая, красивая, удобная.
+ Она ломается, непрочная, горит.
+ Их пришивают к нарядному платью, костюму.
+ Опыт. Дети проводят опыт. (В стакан налита вода, дети опускают пуговицу в воду) + Пуговица плавает, значит она лёгкая. Дерево легче воды.
+ Из металла. Однажды человек увидел таинственную гору, из которой выходил огонь и летели камни. Эта гора называлась – вулкан. Когда извержение заканчивалось, камни остывали и становились очень твёрдыми. Человек стал изучать свойства таких камней. Оказалось, что из такого прочного камня можно сделать топор и иголки. Они были крепкие. Этот материал человек назвал металлом. Но везде бывают вулканы. И извергаются они не всегда. Вот и додумался человек сделать специальную огромную печь и в ней «варить» металл.
+ Она прочная, не ломается, долговечная.
+ Тяжёлая, ржавеет, надо чистить. + Опыт. + Дети проводят опыт. ( В стакан налита вода. Дети опускают пуговицу в воду). + Пуговица утонула. Значит она тяжёлая. Металл – тяжелее воды.
+ Их пришивают на военную форму и спецодежду, на джинсах. Форменные пуговицы военные чистят для того, чтобы они блестели. Форма с такими пуговицами выглядит нарядно, торжественно.
+ Из пластмассы. Этот материал получают искусственным путём. Его называют искусственный материал.
+ Нет.
+ Лёгкая, долговечная, не боится воды, всем доступная.
+ Ломается, горит, плавится
+ Везде. Их пришивают на одежду, постельное бельё, пальто, плащи. Они доступны всем.
+ Опыт.
+ Она горит, плавится, принимает другую форму. |
|
3 часть - заключительная |
|
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. |
- Молодцы. Вы хорошо потрудились. Посмотрите, сколько у вас пуговиц в коробочке. Из них можно выполнить красивый коллаж. Рисунок уже есть, мы с вами дополним и украсим его пуговицами. - Зачем нужны пуговицы?
|
+ Дети выполняют работу. + Чтобы одежда не падала с тела человека, было удобно работать, было красиво и тепло. |
Главный вывод детей из непосредственно- образовательной деятельности в самостоятельную |
- А сейчас мы приберём всё на столах. Когда придёте домой рассмотрите пуговицы, найдите интересные по форме. Мы с вами их потом рассмотрим все вместе. |
|