Опубликовано: 27.03.2017 г.
Автор: Скворцова Галина Анатольевна, воспитатель,
МДОУ «Детский сад №11 города Галича Костромской области»
Цель занятия: создать условия для формирования у детей положительного отношения к труду и его результатам.
Программное содержание: «Социально-личностное развитие»
- развивать трудовую деятельность,
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду,
- воспитывать самостоятельность при выполнении работы,
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
«Познавательное развитие»
- формировать умения различать, узнавать и правильно называть комнатные растения,
- формировать умения определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения,
- расширять кругозор детей,
- закреплять знания об основных потребностях комнатных растений, о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей,
- обобщить представления о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление, подкормка) на удовлетворение жизненных потребностей растений,
- закрепить умение выбирать вид ухода, необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения,
- воспитывать умения работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу,
- воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, бережное отношение к растениям, ответственность за их жизнь.
«Речевое развитие»
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивать грамматический строй речи,
- обогащать словарь детей (опрыскивать, пульверизатор),
- развивать умение рассуждать, делать выводы.
«Физическое развитие»
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Методические приемы: наглядный: показ карточек с изображением частей растения, рассматривание среза черенка растения, рассматривание черенков с корнями, определение объёма воды в банке, рассматривание растений, повернувшихся к свету, рассматривание коллажа с комнатными растениями;
Словесный: опрыскивание, пульверизатор;
Игровой: обыгрывание психогимнастики «Представь себя растением» под музыкальное сопровождение;
Практический: рассматривание среза черенка растения через лупу, рассматривание черенков с корнями, определение объёма воды в банке, рассматривание растений, повернувшихся к свету;
Словарная работа: опрыскивание, пульверизатор;
Предварительная работа: черенки разных растений поставлены в воду (для рассматривания корней), растение стоит на окне, растение положено на бок (для рассматривания повернувшихся растений к свету), черенок опущен в подкрашенную воду (для определения объёма воды в банке), выполнение коллажа из растений.
Оборудование: карточки (корень, стебель, листья, цветок, плод), черенки с корнями, черенок бальзамина, лупы, скальпель, черенок в окрашенной воде, коллаж с цветущими растениями, капитошки (6шт), карточки (солнце, вода, воздух, почва), губки (3шт), тазик, клеёнка, пульверизатор, тазик с водой, палочки (деревянные, пластмассовые, металлические по 3шт.), лейки с водой (3шт.), удобрение (3 ст.), перчатки (3шт.), цветы (9шт. за которыми надо ухаживать), цветы (4шт. ухоженные), музыка, цветок с картинками, картинки (солнце, вода, воздух, почва).
Ход занятия:
|
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
|
1 часть – вход в ООД |
|
Создание образовательной ситуации |
- Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в необычный город. Как вы думаете, как называется этот город? - Город называется Цветочный. Там живут комнатные растения. - Почему их называют комнатные?
|
+ ????
+ Они растут в комнате, за ними ухаживает человек. |
Мотивация детей на предстоящую деятельность |
- Чтобы попасть в этот город нам надо вспомнить названия комнатных растений. Смотрите какой необычный цветок. На каждом лепестке есть картинка, посмотрите и назовите растение. |
+ Дети отрывают лепесток и называют растение.
|
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми |
Вот м с вами очутились в Цветочном городке. - Кто живёт в нём? - Какие это цветы? - Как этого жителя города? |
+ Цветы + Комнатные. + Хлорофитум, фикус, пеларгония и др.
|
|
2 часть основная |
|
Уточнение знаний в процессе деятельности , осуществляемой в тесном контакте со взрослым. |
- Молодцы, всех жителей назвали. Какие они все разные. Но состоят они из одних и тех же частей, эти части выглядят по-разному, поэтому и растения не похожи друг на друга. - Я сейчас задам вам трудный вопрос. Сколько частей у каждого растения? -Давайте разберёмся. Вот карточки. Скажите, что поставим первым? Почему? - Что удерживает растение в почве?
- Какие корни у традесканции? У пеларгонии?
- Далее что будет?
- Покажите стебель у растения. Какой он?
- Где у кактуса стебель?
- Где стебель у хлорофитума? - Из чего состоит стебель? - Давайте рассмотрим срез стебля. Возьмите лупы и посмотрим, что появилось на месте разреза? - Что ещё мы видим? - Эти тоненькие ниточки называются волокна. Как у нас в организме есть сосуды по которым течёт кровь, так и у растения есть волокна по которым течёт влага и питательные вещества. - Как растение пьёт? - Мы с вами поставили черенок в окрашенную воду, отметили, сколько налили воды в банку. Что произошло? - Куда делась часть воды в банке?
-Что ещё есть у растения? - Какое растение имеет крупные листья, мелкие, длинные, гладкие, шершавые? - Одинаковый ли цвет листьев?
- Как вы думаете, дружат растения со светом?
- Давайте посмотрим. Что вы видите?
- Что произошло с этим растением?
- Какой сделаем вывод?
- Что будет следующим? - На каких растениях есть цветы? - Рассмотрите коллаж. Какие растения вы видите? - сколько цветов у зигокактуса? - Из чего состоит цветок у пеларгонии? - Большой цветок состоит из маленьких цветочков - такой цветок называется, соцветием. - Какое настроение вызывает у вас коллаж? - И последняя картинка?
- Что получилось?
- Кого вы здесь видите? - Какие они? - Почему?
- Давайте представим себя растениями. « Представьте, что ты растение – малыш. Тебя посадили в черную землю. Ты ещё очень маленький росточек, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листочки подрасли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить вместе с другими красивыми цветами». - Какие здесь стоят капитошки? Почему? Давайте разделимся на 3 подгруппы. - 1 стол: рассмотрите растения, выберите способ очистки от пыли. Выполняйте.
- 2 стол: выберите ту палочку, которой можно рыхлить землю.
- 3 стол: выберите нужное количество удобрения, возьмите лейки с водой.
- Смотрите капитошки улыбаются. Почему? - Для чего мы ухаживаем за растениями?
|
+ ????
+ Корень. Без корня растение не живёт. + Корень. Через корень растение из почвы получает влагу и питательные вещества.
+ Корни у традесканции небольшие, а у пеларгонии длинные. + Рассматривают черенки с пророщенными корнями. + Стебель. По стеблю из почвы к листьям и цветку поднимается вода и питательные вещества. + Толстый, тонкий, высокий, маленький, зеленый и тд. + Тело кактуса – стебель, а листья – колючки. + У самой почвы, он маленький. + В нём есть сок. + Опыт: черенок разрезать вдоль.
+ Сок. + Тоненьки ниточки.
+ ???? + Опыт: черенок опущен в окрашенную воду, отмечен объём воды. + Воды стало в банке меньше. + Растение пьёт воду, стебель изменил окраску – цветная вода попала внутрь стебля, вода поднимается вверх по стеблю. + Листья. Через листья растение дышит.
+ Дети называют растения.
+ Нет. У некоторых растений листья светлые, а других тёмные.
+ Да. Без света растение погибнет. +Опыт: растение на окне, растение, положенное на бок + У первого растения листья и стебель повернулись к свету.
+ У второго растения ствол изогнулся вверх и поднимается вертикально. + Каждому растению нужен свет. В какое бы положение мы ни поставили растение, оно всегда будет поворачиваться к свету. + Цветок. Он радует своей красотой. + Бальзамин, пеларгония.
+ Дети называют растения.
+ Один.
+ Из маленьких цветов.
+ Радостное , весёлое. + Плод. Это семена растения, их можно посадить в землю и вырастет новое растение. + Растение. У каждого растения 5 частей. + Капитошек. + Весёлые. + Растения ухожены. Их полили, прорыхлили землю, подкормили, помыли.
+ Дети выполняют психогимнастику.
+ Печальные. Растениям надо помочь. + Дети подходят к столам с комнатными растениями. + Дети за 1 столом традесканцию ставят в таз, накрывают землю клеёнкой, опрыскивают из пульверизатора, листья фикуса, пеларгонии обтирают мокрой губкой. + Дети за 2 столом выбирают деревянные палочки, рыхлят землю в цветочных горшках, ближе к стеблю - не глубоко, чтобы не повредить корни, дальше от стебля – поглубже. + Дети за 3 столом надевают перчатки, для большого растения берут полный стаканчик с удобрением, для растения меньшего размера – удобрение половину стаканчика, сначала поливают растение, затем вносят удобрение.
+ Мы помогли растениям.
+ Что бы они были красивыми, хорошо росли и цвели
|
|
3 часть -заключительная |
|
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. |
- Давайте вспомним, без чего не может расти растение?
- Вы сегодня очень хорошо постарались, сделали много полезных дел и жители Цветочного городка вас благодарят за помощь. |
+ Дети показывают картинки. + Без солнца, света. + Без воды. + Без воздуха. + Без почвы.
|
Главный вывод детей из непосредственно- образовательной деятельности в самостоятельную |
- А сейчас мы приберёмся в группе, расставим цветы на полки и пойдём с вами на музыкальное занятие. |
|