Опубликовано: 02.04.2017 г.
Автор: Лазарь Оксана Васильевна, воспитатель
НОУ «Альбертина», г. Калининград
Задачи:
- Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ)
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Учить делать выводы в процессе эксперимента.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов с
Предварительная работа:
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
Оборудование:
- Воздушный шар(с гелием);
-ёмкость с холодной и горячей водой;
- пластмассовая бутылка;
- шарик;
- стаканчики;
- стакан с молоком;
- ёмкости разной формы;
- картинки;
- глобус.
Ход занятия:
Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
1,2,3,4,5(загибаем пальцы рук)
Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)
Будем дружно мы играть.
В путешествие мы хотим опять (идут по кругу)
Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против, ребята? (нет)
Воспитатель вносит большой гелиевый шар , а дети и педагог встают вокруг него.
Нам в пути нужен важный помощник.
О нем говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг.
Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.
А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. (упражнение «Глубокий вдох и выдох через 5-7 секунд» )
А почему мы не видим воздух? (ответы детей). Воздух невидим, так как он прозрачен.
А хотите увидеть воздух? (да)
Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию.(дети садятся на стульчики)
Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. С горячей водой будь осторожен!!
Эксперимент № 1:
Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Эксперимент № 2:
Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
Воспитатель: Ребята а теперь я хочу вам показать и рассказать немного интересного о воздухе. Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.
Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете ,ребята, почему он надулся? (предположения детей)
Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.
- Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)
Вывод: Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели. (Дети встают вокруг шара Воспитатель достаёт глобус.) Дети, что это у меня в руках? (глобус).Правильно, так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода) Послушайте стихотворение о воде.(его нам прочтёт Саша Третьяков)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят.)
Отправляемся снова в лабораторию. Пройдёмте .
А сейчас, мы узнаем о свойствах воды .
Эксперимент № 3
Взять стакан (каждому ребенку) с чистой водой и понюхать её и попробовать
Воспитатель: Имеет ли вода запах? Имеет вода вкус? (Нет, вода не имеет запаха, не имеет вкуса.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха и вкуса.
Эксперимент № 4
Воспитатель: Для следующего эксперимента нам понадобится стакан с водой, стакан с молоком и картинки. Поставить на картинку стакан с водой и рассмотреть , что нарисовано на картинке. Затем проделать тоже самое со стаканом молока
Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко - нет.) Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?
Вывод: Вода прозрачная.
Эксперимент № 5:
Воспитатель: Сейчас нам понадобятся стакан с водой, соль и ложка .Нужно положить в стакан ложку соли и размешать.
Воспитатель: что произошло с солью? (соль растворилась)
Мы делаем следующий вывод.
Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.
Эксперимент № 6:
Разлить воду по разным сосудам.
Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)
Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть
Физкультминутка: «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть,
Рыбка ,рыбка озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Корку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Эксперимент № 7:
Вода это жидкость. Перельем с одного стакана в другой, а теперь пересыпаем крупу с одного стакана в другой. Что, ребята вы заметили? Что вода льется, а крупа сыпется.
Эксперимент № 7:
Опустите салфетку в воду, а теперь в крупу. Салфетка в воде намокла, а в крупе нет. Это еще раз доказывает, что вода это жидкость.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять и мы с вами в саду опять! Прилетели.
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!
Заключительная часть. Ребята что мы нового узнали из нашего путешествия? (ответы детей), что вам больше всего понравилось?(ответы детей). Призовой момент.