0+



 

Опубликовано: 04.04.2017 г.

Автор: Матвеева Наталья Ивановна, учитель-дефектолог

МБДОУ  «Детский сад компенсирующего вида  №146», г. Иваново

Место НОД в изучении темы: итоговое на этапе обучения восприятию пространственных отношений между предметами с элементами оздоровительных технологий.

Цель НОД: развитие ориентировки в пространстве на ограниченной сенсорной основе с активным использованием нарушенного зрения и сохранных анализаторов (слуха).

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

  • Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, пространстве).

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
  • Формирование позитивных установок к различным видам деятельности (игре).

Физическое развитие:

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, способствующих развитию крупной и мелкой моторики, а также с правильным,  не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег).
  • Овладение подвижными играми с правилами.
  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (при формировании полезных привычек: выполнять зрительную гимнастику после зрительного напряжения, успокаиваться при помощи дыхательных упражнений после активной деятельности).

Речевое развитие:

  • Обогащение активного словаря («аэродром», «ангар»).
  • Владение речью как средством общения и культуры (обозначение расположения игрушек в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя соответствующими пространственными терминами: справа, слева, вверху, впереди, сзади).

Художественно-эстетическое развитие:

  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (развитие пантомимических и имитационных навыков, обучение сочетанию движения и речи).

    Цель применения ИКТ: поддержать мотивационную линию на протяжении всего занятия; активизировать познавательную деятельность детей.
    Планируемые результаты НОД: Умеет получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. Активно использует сохранные анализаторы, в том числе слух, при ориентировке в пространстве. Умеет ориентироваться в пространстве, определяя расположение предметов относительно заданного объекта. Знаком с оттенками цветов, умеет получать новые цветовые сочетания в процессе смешения различных цветов. Развитие крупной мускулатуры спины, живота и конечностей обеспечивает возможность овладеть всеми видами основных движений, которые может выполнять как отдельно, так и в подвижных играх. Развитие мелкой мускулатуры рук позволяет совершать более тонкие и точные движения: обводку, закрашивание, вращение волчка. Формируется привычка заботиться о своем здоровье.

Предпосылки УУД: коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности;  познавательные: умение ориентироваться в пространстве; формирование сенсорных эталонов цвета; умение устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш) – сформированность мелкой моторики рук; личностные: умение осознавать свои возможности, формирование познавательной мотивации.

Оборудование для педагога: мультимедийная установка, презентация «Путешествие самолетика», игрушечный самолет, ангар, построенный из блочного конструктора «Кроха».

Оборудование для детей: шестигранные цветные незаточенные карандаши, волчки, кружки из цветной бумаги с секторами белого цвета, подставки (по необходимости в зависимости от диагноза), листы голубой бумаги с нарисованными контурными изображениями самолетов контрастного цвета, спрятанными за облаками из кальки (для каждого ребенка – свое направление полета), коврики гимнастические.

Предварительная работа:

1. Строительство дома для самолета из блочного конструктора «Кроха».

2. Слушание записей звуков работающего транспорта, звуков природы.

3. Заучивание текстов п/и «Карусель», зрительной гимнастики «Самолет».

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Мотивационно-побудительный (2 минуты)

Цель: активизация внимания, мотивация детей к проведению образовательной деятельности.

Цель: переключение на образовательную деятельность, принятие мотивации на участие в игре.

Слайд № 2

Д. (дефектолог) привлекает внимание детей, включив звуковую запись работающего двигателя самолета.

- Что это такое?.. Я догадалась, что это за звуки, а вы?

Слайд №  3

- А как вы узнали, что это самолет? Правильно, вам помогли об этом догадаться не глазки, не носик, не ручки, а ушки. Вы услышали шум мотора и сразу поняли, что это самолет. Молодцы, ребята!

- Поэтому, сегодня  я расскажу вам историю про маленький самолетик по имени Вжик, который любил путешествовать.

Слайд № 4

Жил он на аэродроме в доме для самолетов, который назывался ангар. Ангар был такой большой, что в нем было очень удобно играть в прятки. А эта игра самолетику нравилась больше всего на свете.

Хотите с ним поиграть?

Прислушиваются, подходят к дефектологу, высказывают предположения.

Этап 2. Организационно-поисковый (15 минут)

Цель: обобщение и тренировка теоретических и практических знаний, умений и навыков детей.

Цель: закрепление ранее полученных знаний, использование имеющихся навыков в деятельности.

1. Д/и «Найди игрушку».

Цель: закреплять представления детей о пространственных отношениях между предметами (над, перед, за, справа, слева)

Цель: называть пространственные отношения между предметами (над, перед, за, справа, слева)

В центре стола ставится модель ангара. Педагог с помощью ангара и самолета создает пространственные отношения между игрушками (над, за, перед, слева, справа).

От имени самолетика дефектолог хвалит детей, потом просит каждого ребенка спрятать его от других малышей.

Подходят к столу, на котором стоит построенный из блочного конструктора «Кроха» ангар. Называют полученные отношения. При этом активизируется в речи слово «ангар».

Создают пространственные отношения между игрушками. Называют полученные отношения.

- А потом самолетику захотелось покататься на карусели.

2. Самомассаж ладоней  и пальцев рук с карандашами «Карусель».

Цель: подготовка руки ребенка к дальнейшей работе, развивать мелкую моторику рук.

Цель: правильное выполнение упражнения

Педагог предлагает детям сесть за столы, взять в руки карандаши, зажать их между ладонями и начать прокатывать по всей длине, включая пальцы:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

Повторяя вместе с дефектологом слова известной им подвижной игры «Карусель», выполняют самомассаж, при этом темп выполнения движений меняется в зависимости от слов.

- Хорошо играть на земле, а в небе еще лучше, - решил самолетик и завел мотор.

3. Д/и «Цветной волчок».

Цель: учить детей получать различные светлотные оттенки цвета за счет увеличения и уменьшения белого спектра в круге, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Цель: участие в игре, установить, почему меняется цвет «моторчика» (причинно-следственные связи).

Педагог предлагает детям взять в руки и вращать волчок:

Самолетик-самолет

Отправляется в полет.

Завели мотор – ж-ж-ж!

Заворчал мотор – ж-ж-ж!

Загудел мотор – у-у-у!

И отправился в полет.

- Какие красивые моторчики! Какого они цвета?

А теперь смотрите внимательно, потом скажите мне, какого цвета моторчики получаются при вращении.

Давайте еще раз заведем моторчики!

Какого цвета моторчик был до вращения?

Какого цвета моторчик получился при вращении? Почему?

Вращают волчки, повторяя вместе с дефектологом звуки «ж» и «у».

Отвечают на вопрос дефектолога.

Снова вращают волчки, наблюдают за изменением цвета «моторчика», самостоятельно или с помощью дефектолога делают вывод, что при добавлении белого цвета и вращении волчка цвета смешиваются и становятся светлее.

 - Взмыл высоко в небо самолетик и пропал за облаками! Где же он, ребята? Давайте его найдем!

4. Обводка через кальку «Самолетик».

Цель: дать начальные навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, закреплять умение находить и называть направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Цель: найти за облаками самолет, определить его местонахождение,  обвести самолет через кальку, определить в какую сторону он летит.

За каким облаком спрятался самолетик (за верхним, за нижним)?

В какую сторону он летит (в правую, в левую)?

- Молодцы, ребята! Нашли самолетик!

Рассматривают стоящие на подставке/лежащие на столе (в зависимости от диагноза) листы бумаги с изображением самолета и облаков разного размера (в зависимости от остроты зрения). Обводят найденный под одним из облаков (из кальки) самолет. Отвечают на вопросы дефектолога о направлении его полета.

- Самолетик-самолет!

Забери и нас в полет!

5. Зрительная гимнастика.

Цель: снятие зрительного утомления, повышение работоспособности.

Цель: принять участие в игре, правильно выполнить движения вместе с самолетиком.

Слайд № 5

Педагог предлагает детям найти на офтальмотренажере красную точку и определить ее местонахождение, потом следить за ее движением.

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу,

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

Смотрят вверх-вниз,

вправо-влево,

выполняют круговые движения глазами,

«восьмерку»,

моргают и прикрывают глаза.

- Куда же теперь летит наш самолет? На аэродром!

6. П/и «Самолеты».

Цель: закреплять умение детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве группы, находить свое место; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Цель: принять участие в игре, учиться выполнять инструкции воспитателя, развивать двигательные способности.

На ковре в разных местах цветными ковриками обозначены «аэродромы».

Дети выстраиваются у своих «аэродромов», по сигналу разбегаются по площадке и становятся каждый у своего самолета, заводят моторы (крутят руками), расправляют крылья (руки – в стороны) и летят по группе. По сигналу «На посадку!» дети летят к своему  «аэродрому».

- На посадку! Ребята, закройте глаза и попробуйте на слух определить, где приземлился самолет.

7. Упражнение на развитие слуха «Самолет летит».

Цель: развивать умение различать по звуку природные сообщества (луг, ручей, лес); развивать пантомимические и имитационные навыки, учить сочетать движения и речь).

Цель: вспомнить звуки природы и определить, где приземлился самолетик; передать в движении образ животного, птицы и т.д.

Звучит запись звуков природы.

Слайд № 6

ЛУГ:

Хорошо козлятам бегать                  

На лугу, на лугу

И щипать зеленую                             

Травку-мураву.

И на травке, на муравке                     

Хорошо  им скакать

И друг друга рожками                        

Пободать, пободать.                            

Ме-е-е!

  

Слайд № 7

РУЧЕЙ:

Белые гуси к ручейку идут,                 

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга.                  

Крикнули гуси: «Га, га, га!»                    

Слайд № 8

ЛЕС:

Медведь по лесу бродит,                     

От дуба к дубу ходят.

Находят в дуплах мед                          

И в рот себе кладет.                               

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,                                

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:                         

- Не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой                        

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает                                 

И пчелок вспоминает.

Слушают звуки природы, стараются определить, где приземлился самолет.

Бегают врассыпную по залу

Приседают и щиплют травку

Прыгают с ножки на ножку

Приставляют указательные пальцы к голове и качают головой. «Бодают» друг друга, сделав пальцы «козой»

Идут на корточках друг за другом.

Останавливаются, взмахивают руками, как крыльями, и хлопают себя по бокам.

Дети идут вперевалочку, как мишки.

Изображают, как медведь достает мед и ест его, облизывая «лапы».

Отмахиваются от пчел.

Щиплют себя, изображая жалящих пчел.

Идут вперевалочку.

Ложатся на ковер

8. Дыхательное упражнение «Мишка спит».

Цель: формирование диафрагмального типа дыхания у детей.

Цель: принять участие в игре, учиться выполнять инструкции воспитателя.

И.П.: лежа на спине, левую руку положить на живот, правую на ребра.

Выполнение: сделать полный выдох, затем медленно выполнить вдох животом, при этом живот слегка выпячивается, вдохнули глубже – заполнили грудную клетку, еще глубже – верхнюю часть (в конце вдоха поднимаются плечи и ключицы). Плавно выдохнуть, втягивая живот, сжимая грудную клетку, опуская ключицы.

Дозировка: 3-6 раз

Дети слушают инструкции дефектолога, выполняют их.

Этап 3. Рефлексивно-корригирующий (3 минуты)

Цель: уточнить уровень достижения целей и задач НОД; получить обратную связь. Мотивировать и заинтересовать детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок данной НОД.

Цель: ответить на вопросы дефектолога, выделив интересные для каждого моменты НОД.

- Открыли глазки! Самолеты полетели! На посадку! Приземлился самолет, вот и кончился полет!

- Понравилось вам путешествие, ребята! Похлопайте те, кому понравилось путешествие с самолетиком! Какая игра вам больше всего понравилась? Теперь потопайте те, кому не понравилось путешествие с самолетиком! Почему? Сейчас помашите руками те, кто хотел бы еще встретиться с веселым самолетиком.

Самолет тоже рад нашему путешествию. Ему было интересно играть с такими умными и дружными ребятами. На память о совместном полете самолетик дарит вам волшебные картинки. Соедините вместе все точки, раскрасьте рисунок и узнаете, что нарисовал вам в подарок самолетик. Если хотите, можете сделать это сейчас. Кто хочет, может нарисовать рисунок дома с мамой и папой или после сна с воспитателем.

Слушают, отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение по поводу того, что было интересного/не интересного. Принимают, либо не принимают (по желанию) участие в дальнейшей деятельности, предложенной дефектологом.

Информационные ресурсы:

Литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

2. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.

3. Краснянская А.С., Антюшина В.Н. Физкультминутка с «волшебным» карандашом. Журнал «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе». № 5/2004

4. Подвижные тематические игры для дошкольников/сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Иллюстрации к презентации:

1. Самолет: images.yandex.ru

2. Ангар: images.yandex.ru

Музыка к презентации:

Самолет: www.petamusic.ru

Звуки природы: луг, ручей, лес – запись с компакт диска «Мир природы для малышей. Море. Ручей. Лес. Луг».

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация