0+



 

Опубликовано: 10.04.2017 г.

Автор: Завадская Юлия Николаевна

Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, МБДОУ №54 «Белоснежка»

Темная сенсорная комната «Мир фантазий», существующая в нашем детском саду – это особым образом организованная инновационная среда, наполненная различного рода интерактивными стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и т.д. Сенсорная комната – это волшебная сказка,  в которой все переливается, журчит, звучит, успокаивает.

Периодическое и многократное посещение ребенком сенсорной комнаты позволяет решать многие задачи. На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить ребенка с каждым прибором, научить концентрировать на нем свое внимание, выполнять определенные действия. Включение в занятие различных эффектов и прожекторов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание эффектов, направленных на развитие или коррекцию различных ощущений.[5]

            В нашем саду работа в сенсорной комнате ведется по направлению коррекции тревожности и страхов у детей дошкольного возраста. Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [7]

В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако, помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др. [4]

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

А. И. Захаров  считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.[3]

Однако именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Все вышеизложенное подтверждает необходимость коррекции тревожности именно в дошкольном возрасте. В настоящее время существует большое количество методик по коррекции тревожности, одной из которых является коррекция тревожности с использованием интерактивного сенсорного оборудования.

Программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты, предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, постепенно усложнялись и доставляли ребенку удовольствие. Для этого прежде всего необходимы модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Такие модули очень помогают снять напряжение, тревожные проявления у детей.

В этой связи, особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений. Мягкие кресла, модули способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Напольное и настенное покрытие, пуфики и подушки оказывают приятное расслабляющее воздействие, обеспечивают возможность удобной позы.

Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.

Общие принципы работы в сенсорно комнате:

- Основу общеразвивающей, коррекционно-развивающей работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместной деятельности со специалистом.

- Специалист, работающий с ребенком, привлекает его к деятельности без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.

- Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:

• при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности, развития саморегуляции;

• в использовании гибких форм работы, соответствующих интересам и возможностям ребенка;

• в индивидуальном выборе времени для разных видов занятий в зависимости от возраста детей и режима их основной деятельности. [5]

Основные цели и задачи коррекционной работы в сенсорной комнате, для снижения уровня тревожности у детей дошкольного возраста:

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- саморегуляция и самоконтроль;

- умение управлять своим телом, дыханием;

- умение передавать свои ощущения в речи;

- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- уверенность в себе.

2. Развитие коммуникативной сферы детей:

- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

3. Развитие психических процессов и моторики детей:

- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Таким образом, важным преимуществом работы в сенсорной комнате является возможность проведения комплексной коррекции В одном занятии можно и снимать эмоциональную напряженность через релаксацию, и развивать мелкую моторику, через игры со светооптическими нитями. И значительно снизить уровень тревожности, через воздействие интерактивных стимулов. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе.[5]

Оборудование сенсорной комнаты нашего МБДОУ:

 - Мягкое напольное покрытие - обеспечивает комфорт и безопасность в сенсорной комнате; Предназначено преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.

 - Мягкие пуфики - позволяют снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела, оказывает мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

- Аквалампа  (детский уголок с пузырьковой колонной) – это основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.

- Проектор направленного света,  зеркальный  шар - при одновременной работе данных приборов возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущения сказки, героями которой становятся те, кто находится в сенсорной комнате. Прибор активно используется в процессе проведения релаксационных упражнений, а также занятий по фантастическим сказочным сюжетам, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.

- Проектор «Цветовые пятна» - восприятие светоэффектов, производимых данным прибором, развивает: зрительное восприятие; воображение; снижает уровень тревожности; способствует психо-эмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.

- Панно «Звездное небо» -  важная составляющая интерактивной среды сенсорной комнаты. При взаимодействии с панно у ребенка возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Панно находит применение в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психо-эмоционального и мышечного напряжения.

- Музыкальный центр + набор музыкальных дисков - музыка может повышать/понижать тонус мускулатуры, оказывать обезболивающее воздействие, усиливать иммунные реакции. Ее благотворное влияние на нейро-эндокринную систему помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психо-эмоциональный фон, повышает социальную активность, облегчает формирование новых отношений и установок, способствует развитию слухового восприятия, созданию психологического комфорта.

- Зеркальные панно -  позволяет расширить окружающее пространство вокруг оборудования сенсорной комнаты и усилить воздействие световых эффектов. Также зеркала способствуют: развитию визуального восприятия собственного тела; мимики и пантомимики; развитию умения выражать различные эмоциональные состояния; формированию уверенности в себе.

 - Оптоволоконная лампа  «Волшебный водопад» - используется для стимуляции зрительного восприятие, концентрации внимания, развития творческого воображения. Наблюдение за сменой цветов оказывает стимулирующее и расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений. Медленно сменяющиеся цвета и приглушенный свет создают ощущение уюта и покоя в пространстве темной сенсорной комнаты.

Все занятия коррекционной программы имеют следующую структуру:

1.  Ритуал начала занятия;

2. Игровое задание на развитие психических процессов;

3. Релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

4.Ритуал окончания занятия.

Занятия проводятся индивидуально, либо с малой группой детей (3-4 ребенка). Длительность занятия – 20-25 минут.

Таким образом, в сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, тихая музыка – все это создает ощущение умиротворения, покоя.

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

- Улучшению эмоционального состояния;

- Снижению беспокойства, нервного возбуждения и тревожности;

- Нормализации сна;

- Активизации мозговой деятельности.

Литература

1.         Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. /А.И. Захаров. - СПб.: Союз. 2000. – 448 с.

2.         Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Кн. для воспитателя дет. сада /А.И. Захаров. - М.: Просвещение. 1986. – 128 с.

3.         Захаров, А.И. Детские неврозы / А.И. Захаров. - СПб.: Респекс. 1993. – 156 с.

4.         Кочубей, Б.И. Ярлыки для тревожности // Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – Семья и школа, 1988, №9.

5.         Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении / Г.Г.Колос. – М.:Аркти. 2006. – 79 с.

6.         Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2007. – 191 с.

7.         Психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. – 494 с.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация