Опубликовано: 12.04.2017 г.
Автор: Куликова Надежда Владимировна, педагог – психолог
МБДОУ ЦРР – д\с № 35 «Родничок»
п. Краснознаменский Щелковского Муниципального Района
В настоящее время значительное количество детей, несмотря на интеллектуальное развитие и соответствующий возраст, испытывают большие трудности в адаптации к обучению в школе, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному обучению. К тому же дети имеют разный уровень готовности к школе.
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определённый уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности.
Развитие социально – психологической готовности к школьному обучению одна из важнейших проблем специальной психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Проблема обучения конструктивному общению приобретает особую актуальность применительно к детям с нарушениями речевого развития, основной контингент которых, согласно психолого-педагогической классификации нарушений речи (Р.Е. Левина), составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению отрицательных психологических особенностей личности ребенка (замкнутости, нерешительности, стеснительности и др.); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность в общении со взрослыми и сверстниками, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и т. д.) (О.Е. Грибова, А. Миронова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева и др.). Отмечается и обратная зависимость: при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Г.И. Капчеля, Л.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.).
Ребенок с хорошо развитой речью быстро вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности.
У детей же, имеющих речевые нарушения, отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению, своеобразие в формировании центральных психологических новообразований, в том числе и способность к произвольному общению со взрослым, т.е. способность действовать по заданию. Такие дети не способны к длительной игровой деятельности, они настойчивы, упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному. Наблюдаемые у детей с нарушениями речи трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, а так же, своеобразие связного высказывания препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствие данных трудностей — неразвитость форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л.Г. Соловьева).
Детям с нарушениями речи свойственна пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. В целом исследования показывают, что дети с нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их.
В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с их самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.
Таким образом, на мой взгляд, важнейшей составной частью коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи является преодоление трудностей общения с взрослыми и сверстниками. Дети нуждаются в коррекции высших психических функций и логопедическом воздействии, в связи с чем особую значимость приобретают специально организованные занятия по развитию коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, которые помогут повысить их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным, а также дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция, которая приведет к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми. Методы и средства достижения обозначенных целей – широкое использование коррекционных возможностей, которыми обладают ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры, различные виды заданий упражнений.