Опубликовано: 25.04.2017 г.
Автор: Ильина Ирина Владимировна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №146», г. Иваново
Место НОД в изучении темы: НОД проведена в соответствии с календарно-тематическим планом образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №146».
Цель НОД: воспитание гуманно-ценностного отношения к природе, формирование представления о природных объектах, как живых существах.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
- Развитие любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (причинах и следствиях).
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
- Приобщение к социокультурным ценностям.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- Формирование основ безопасного поведения в природе.
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Физическое развитие:
- Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, способствующих развитию крупной и мелкой моторики, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег).
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (при формировании полезных привычек: выполнять физкультминутку, зрительную гимнастику после зрительного напряжения).
Речевое развитие:
- Обогащение активного словаря.
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Развитие связной речи, умения отвечать на вопросы.
Художественно-эстетическое развитие:
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).
Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; различает условную и реальную ситуации; ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями; применяет правила безопасного обращения с животными, насекомыми, растениями; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет различными видами движений, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД: коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи; умение применять правила безопасного поведения в природе; регулятивные: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение правильно держать инструменты (карандаш) – сформированность мелкой моторики рук; личностные: умение осознавать свои возможности, формирование познавательной мотивации, стремиться оказывать помощь, умение оценивать свои действия и действия сверстников.
Оборудование для педагога: картинки с изображением «живой», «неживой» природы; картинки цветов-первоцветов: подснежник, мать – и – мачеха, ландыш, примула, медуница; деревьев: липа, береза, клен, дуб, ель, сосна, лиственница; насекомых: пчела, оса, шмель, шершень, бабочка, стрекоза, комар, муравей, жук; птиц: сова, соловей, кукушка, дятел, сорока, иволга, трясогузка; песок в контейнере; картинки для игры: солнце, вода, воздух, почва, растение, насекомое, заяц, волк, человек, микроб.
Оборудование для детей: разрезные картинки с изображением цветов – первоцветов, картинки – раскраски с шаблонами насекомых, растений, животных, цветные карандаши.
Предварительная работа:
1.Рассматривание иллюстраций о животном, растительном мире, чтение энциклопедий о природе.
2.Чтение произведений: В.Танасийчук «Экология в картинках», Л.П. Молодова «Экологические сказки»,
3.Разучивание текста, движений физминутки и зрительной гимнастики; текста игрового упражнения «Закон природы».
4.Познавательные беседы о животном, растительном мире, о живой и неживой природе.
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Этап 1.Вводная часть (Мотивационно-побудительный этап) (2 минуты) |
|
Цель: активизация внимания, мотивация детей к проведению образовательной деятельности. |
Цель: переключение на образовательную деятельность. |
Воспитатель в образе Феи природы приветствует детей, звонит в колокольчик, предлагает собраться в круг. 1,2,3,4,5 – мы идем скорей гулять? Вопросы к детям: -Вы хотите отправиться в гости к лесным друзьям и познакомиться с ними? -Как вы думаете, какие лесные друзья ждут с вами встречи? Предлагает отправиться в лесное царство. Закрываем мы глаза И попрыгаем слегка. Руки вытянем вперед, А потом наоборот. Чтоб в лесу нам очутиться, Всем на месте покружиться. |
Дети собираются в круг. Дети отвечают на вопросы. Дети выполняют движения по тексту. |
Этап 2. Основная часть (20 минут) |
|
Вступительный рассказ воспитателя |
|
Цель: углублять представления детей о природе, формировать элементарные знания о живой и неживой природе. |
Цель: развитие интереса к природе. |
Вот мы и в царстве природы. Вопросы к детям: -Что такое природа? -Какая бывает природа? Раздает картинки с изображением живой и неживой природы. Предлагает объединиться в группы «живая» и «неживая» природа. Одобряет за правильный выбор. Приглашает детей пройти по волшебной тропе, которая называется - экологическая. Вопрос к детям: -Как вы думаете, почему она так называется? Уточняет ответы детей, поясняет: экологическая тропа – это волшебные уголки природы, где узнают много нового, интересного, удивительного о живой и неживой природе. |
Дети отвечают на вопросы. Ребята рассматривают картинки, объединяются в группы «живая» и «неживая» природа. Ответы детей. |
Познавательная беседа |
|
Представляет первого лесного друга, загадывая загадку: Появился из – под снега, Увидал кусочек неба. Самый первый, самый нежный Чистый, маленький…… (подснежник) Показывает картинку с изображением цветка, закрепляет на доске. Вопрос к детям: -что вы знаете об этом цветке? -как по – другому называют подснежник? -какие еще первоцветы вы знаете? Сообщает детям: русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Подснежник - это «растаявшая тайна зимы». |
Отгадывают загадку. Дети рассаживаются на стульчиках в соответствии с окклюзией (назначение врача - офтальмолога): со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу; дети с низкой остротой зрения, миопией находятся впереди, с расходящемся косоглазием, гиперметропией - на заднем плане. Ответы детей. |
Дидактическая игра «Составь цветок» |
|
Цель: закрепление знаний детей о первоцветах (подснежник, мать – и – мачеха, ландыш, примула, медуница). |
Цель: развитие зрительного восприятия, умения составлять целую картинку из частей, сотрудничать со сверстниками в паре. |
Хвалит ребят. |
Дети распределяются по парам по желанию, подходят к столам, собирают разрезные картинки – пазлы с изображением первоцветов и называют их. |
Познавательная беседа |
|
Поясняет: первоцветы – это редкие цветы России. Они занесены в Красную книгу. Их рвать нельзя. Показывает картинку «Не рвать цветы». Вопрос к детям: -почему нельзя рвать цветы? -что такое Красная книга России? -почему Красная книга названа именно так? Благодарит за правильный ответ Закрепляют правило природы: Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны И не будет красоты. Продолжаем знакомиться с обитателями леса. Загадывает загадку: Это дерево цветет, Аромат и мед дает. И спасает нас от гриппа, От простуд царевна…. (липа). Показывает картинку «липа», закрепляет на доске. Вопрос к детям: -почему оно так называется? -какие еще вы знаете деревья? -какую пользу приносят деревья? Хвалит за правильные ответы, уточняя, поясняет: все деревья выделяют кислород, а поглощают углекислый газ. Поэтому, гуляя по липовой аллее, дышится легко и человек успокаивается. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Лапти, в которых ходили наши предки, были сделаны из липовой коры. Из этого следует, что липа оберегает людей, приносит в дом счастье. Липа – дерево мягкой породы, названное так из – за липкого сока. Листья липы по форме напоминают сердце, поэтому у восточных и западных славян она была символом женской нежности, мягкости, грации и красоты, воплощением таких прекрасных качеств, как сердечность, доброжелательность. Без природы жить нельзя, Деревья – лучшие друзья. Береги и охраняй Наш родной зеленый край. Прикрепляет картинку «Не ломай деревья» |
Дети рассуждают, отвечают. Ребята делают вывод, что цветы дарят нам красоту, нектар для насекомых, полезны для здоровья человека (листья мать – и – мачехи помогают при кашле). Отгадывают загадку. Ответы детей. |
Дидактическая игра «Найди пару» |
|
Цель: закрепление знаний детей о лиственных и хвойных деревьях. |
Цель: развитие зрительного восприятия, умения сотрудничать со сверстниками в паре. |
Предлагает одной подгруппе карточки с деревьями, а другой - карточки с листьями этих деревьев. |
Дети врассыпную двигаются по комнате. По сигналу: 1, 2, 3 – пару себе найди! Останавливаются, рассматривают картинки, находят пару: с какого дерева листок. |
Физминутка «Деревья» |
|
Цель: снятие мышечного напряжения. |
Цель: развитие координации движений, согласование движений с текстом, воспитание дружбы. |
Станем мы деревьями, сильными, большими. Ноги – это корни, их расставим шире, Чтоб держали дерево, падать не давали, Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – прочный ствол.
Он чуть – чуть качается
И своей верхушкой В небо упирается
Наши руки – ветви
Крону образуют. Вместе им не страшно, Если ветры дуют. |
Дети располагаются свободно по комнате, выполняют движения: -Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс. -Ставят один кулак на другой. -Наклоняются, складывают ладони чашечкой. -Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз. -Покачиваются из стороны в сторону. -Складывают ладони шалашиком. -Поднимают соединенные руки над головой. -Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны. -Смыкают пальцы. -Качают головой. -Качают поднятыми руками.
|
Познавательная беседа |
|
Представляет обитателя леса, загадывая загадку: Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой Похлопочет над цветком – И поделится медком (пчела). Показывает картинку с изображением пчелы, закрепляет на доске. Вопрос к детям: -Что вы знаете о пчелах? -Какую пользу приносят пчелы? -Чем опасны пчелы? -Каких жалящих насекомых вы знаете? Показывает картинки с изображением разных насекомых (бабочка, шершень, комар, оса, стрекоза, шмель, муравей, жук). -Как пчелы общаются между собой? Поощряет детей за правильные ответы и обобщает: пчелы изобрели свой способ общаться…..при помощи танцев. Именно в танце она рассказывает, где находится пища и как к ней добраться. Прикрепляет картинку «Не ловите насекомых». Всех нужней насекомых на свете, Это пчелы – запомните дети. Опыляют цветы, все деревья, кусты, Мед нам дарят, что спрятан в буфете. Нас в любое время года учит мудрая природа: Птицы учат пению, паучок – терпению. Пчелы в поле и в саду обучают нас труду. |
Дети располагаются на стульях с учетом назначения врача – офтальмолога (см.выше). Отгадывают загадку. Ответы детей. Дети узнают и называют жалящих насекомых на картинках. |
Массаж лица «Пчела» |
|
Цель: нормализация мышечного тонуса общей мимической и артикуляционной мускулатуры. |
Цель: оказание положительного влияния на мышечную и нервную систему. |
Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела Ул-ул-ул – ветерок подул Ала-ала-ала – пчелка крыльями махала Ила-ила-ила – пчелка меда приносила |
Дети стоят свободно по комнате, выполняют массаж: -проводят пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам – 7 раз. - проводят пальцами по щекам сверху вниз – 7 раз. -кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз. -растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком – 7 раз. |
Познавательная беседа |
|
Этот лесной друг – очень интересная птица. О ней сложено много легенд, сказок, поверий. Представляет обитателя леса, загадывая загадку: В лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих, мыши прячутся, дрожа! Очень уж суровы филины и ….. (совы) Показывает картинку с изображением совы, закрепляет на доске. Часто эту птицу называют лесной или пернатой кошкой. Почему? -Что вы знаете о сове? Обобщает ответы детей, поясняет: оба животных (сова и кошка) ведут ночной образ жизни, хорошо видят в темноте, ловят мышей. Сова – единственная птица, у которой оба глаза находятся «на лице», а не по бокам головы. Повернув голову, сова может увидеть свою спину, такая у нее шея. А слух у совы в 50 раз острее, чем у человека. -Для чего сове такой слух? Хвалит за правильный ответ, дополняет: такой слух необходим сове, чтобы находить под снегом бегущих мышей. Ученые подсчитали, что одна сова уничтожает за год в среднем 1000 – 1200 мышей. Это значит, она спасает около тонны хлеба, т.е. столько, сколько за год съедает примерно 10-11 человек. -Каких птиц вы знаете? -Зачем на Земле птицы? Хвалит за правильные ответы. Подводит ребят к выводу: Дети запомнить должны и понять: Гнезда у птичек нельзя разорять! Прикрепляет знак «Не разоряйте гнезда птиц!» |
Дети отгадывают загадку. Дети рассуждают. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей |
Подвижная игра «Совушка» |
|
Цель: закрепление названий животных, насекомых, птиц, частей суток, двигательных навыков, развитие слухового внимания. |
Цель: участие в игре, применение правильных действий в условной ситуации. |
С помощью считалки выбирается «Совушка», остальные дети – изображают животных, насекомых, птиц. |
На слуховой сигнал: «утро», «день», «вечер» - дети двигаются свободно по комнате, играя свою роль, «Совушка» - «спит». На сигнал «ночь», дети – замирают, «Совушка» - вылетает и смотрит: кто шевелится, забирает в свое дупло. |
Познавательная беседа |
|
Вот и следующий друг, который хочет с вами подружиться. Сам расскажет о себе: Я и желтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей, Если хочешь, можешь брать И как хочешь поиграть. (песок) Показывает картинку с изображением песка, закрепляет на доске. -Песок относится к живой или неживой природе? -А вы знаете, как образуется песок? Хвалит детей за правильный ответ, уточняет: что под воздействием ветра, дождя, мороза горы разрушаются, превращаясь в маленькие частички; вот такие частички и называются песком. Показывает настоящий песок в коробочке пластмассовой. Вопросы к детям: -Песок опасен или полезен? Песок может, как лишить зрения, так и помочь лучше видеть. Например, песчаная буря способна ослепить человека. А вот линзы в очках тоже делают из расплавленного песка. Они помогают человеку лучше видеть. |
Отгадывают загадку. Ответы детей. Дети рассуждают. Ответы детей. |
Зрительная гимнастика «Прогулка» |
|
Цель: снятие зрительного напряжения. |
Цель: расслабление глазных мышц. |
Собираемся мы в лес, Там деревьев много есть. Вдалеке мелькает степь, И в близь нам надо посмотреть. Оглянемся мы вокруг, Иди рядом со мной, друг! По дороге мы идем Песню звонкую поем. Слева - ягоды растут Справа - ландыши цветут Сверху - неба синева, А внизу растет трава. А теперь пора домой, Загулялись мы с тобой. |
-Дети моргают.
-Дети смотрят вдаль. -Дети смотрят перед собой. -Круговые движения глазами вправо.
-Круговые движения глазами влево. -Движения глазами влево. -Движения глазами вправо. -Движения глазами вверх. -Движения глазами вниз. -Дети моргают. -Закрывают глаза. |
Игровое упражнение «Закон природы» |
|
Цель: закрепление знаний детей о взаимосвязи природы и человека. |
Цель: участие в игре, закрепление правил поведения в природе. |
-Знаете ли вы, что на свете важнее всего?
-Не хвались, микроб! Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят! - Это один из главных законов жизни на Земле: человек и природа влияют друг на друга. Сохраняя природу, мы сохраняем свое здоровье! |
Ответы детей. Ребята выбирают себе знаки с изображением живой и неживой природы. Поочередно произносят слова игры: Я – солнышко, самое главное. Всем нужно тепло. Я – вода, я главнее. Без меня вы погибнете от жажды. Я – воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я – самый важный. Я – почва, я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет. Я – растение – земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту. Я – насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян! Я – заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее. Я – хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя. Я – человек. Могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться. Я – микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный! Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг. Дети (хором): Все связано со всем! - Поднимают руки вверх. |
Вот и закончилось наше знакомство. Мои лесные друзья рады, что вы много знаете о природе и будете ее беречь. Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь, Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! -А сейчас пора возвращаться в садик. Закрываем мы глаза И попрыгаем слегка. Руки вытянем вперед, А потом наоборот. Чтоб в саду нам очутиться, Всем на месте покружиться. |
Дети выполняют движения. |
Этап 3. Заключительная часть (рефлексия)(3 минуты) Итог НОД. Рефлексия. Мотивация на дальнейшую деятельность. Постепенный переход к самостоятельной деятельности. |
|
Цель: уточнение уровня достижения целей задач НОД; получение обратной связи. Мотивирование и заинтересованность детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок данной НОД. |
Цель: высказывание детьми собственных суждений.
|
Вот мы снова в садике. -Где вы сегодня побывали? -Кому понравилось, похлопайте в ладоши. -Что интересного узнали? -Как называется тропа, по которой мы ходили? -Какой лесной друг вас заинтересовал? Почему? -Какие правила природы вы запомнили? -А кому вы расскажите о правилах? Воспитатель предлагает раскрасить карточки (картинки лесных друзей: подснежник, сова, пчела, липа) и рассказать о нашей встрече родителям, друзьям своим. |
Дети отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение по поводу того, что было интересно, что узнали, какие правила запомнили, с кем бы они хотели поделиться своими знаниями. Принимают, либо не принимают (по желанию) участие в дальнейшей деятельности, предложенной воспитателем. |
Информационные ресурсы:
- «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н.Е. Вераксы.
- Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Н.Н. Кондратьева «Формирование системы знаний о живом у детей старшего дошкольного возраста».
- Метод проектов в дошкольном образовании: метод пособие/авт.- сост. Н.А. Кочкина.- Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
- Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы.- М.: ВАКО, 2008.
- Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей.-М.: ТЦ Сфера, 2012.
- В.Танасийчук «Экология в картинках». – М.: Детская литература, 1989.
- С.Николаева, «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» - М.: Новая школа, 1995.