Опубликовано 06.06.2017г.
Семенова Ольга Петровна
воспитатель МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка»»
г. Калача-на-Дону Волгоградской области
Цель тренинга: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.
Задачи:
Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.
Оборудование: рисунки по теме, слайдовая презентация, рисунок треугольника, кувшина, сердечки.
Участники: родители детей .
Ход тренинга:
Вступительное слово:
Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «яблоко от яблони не далеко падает», «он своего отца», «впитал с молоком матери».
Каждый родитель должен понимать, что задача воспитателя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить их.
Конфликт – вот-вот может уже произойти или уже произошел. Что делать?
Обсуждение с родителями.
Как не допустить возникновение конфликта?
Лучший способ разрешения конфликтной ситуации – ее недопущение.
Чтобы не допустить конфликтной ситуации важно, чтобы каждый член семьи чувствовал атмосферу в ней, тогда и супруги и дети вовремя заметят ухудшение обстановки и смогут каждый сам или сообща принять меры для устранения причин назревающего конфликта.
Как прекратить конфликт?
Наиболее правильный порядок действий при наличии конфликтной ситуации представляется таким:
Выявить причину конфликта.
Определить глубину и степень конфликтной ситуации.
Наметить пути выхода из конфликта.
Не прекращать меры по устранению конфликтной ситуации до ее разрешения
Агрессивное поведение ребенка является наиболее распространенным способом реагирования на поведение взрослых и попыткой отстаивать свои права. Дети ранимы, их легко обмануть или обидеть и в большинстве случаев агрессия является способом для отстаивания своих границ.
-Сейчас, я вам предлагаю немного поиграть.
Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Если бы..., я стал бы...
Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру : "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру : "... я стал бы требовать жалобную книгу".
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.
-Ну, а сейчас, проведем тренинг, который называется «Давайте начнем с себя».
Мы составляем треугольник.
Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.
Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!
А что сказано в басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»? «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука».
Отсюда вывод: нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его «втором» доме – в садике.
Участие родителей в жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для воспитателей, и для самих родителей.
-Уважаемые родители, я приготовила на наш тренинг притчу, и хочу вам ее рассказать.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
-Как же нам быть, кто нас спасет? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
-С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды: надо было встретить Путника Вечности.
-Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачен в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
-Где же обещанный Путник Вечности?
(-А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
-А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
-Но это плач новорожденного! – ответили люди.
-Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребенка – свою надежду.
Беседа с родителями.
-Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
-Ведь именно ему жить в будущем.
-Душа ребенка – это полная чаша
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
У каждого из вас и у меня есть сердечки, поместите их в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.
Родители: -Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
-Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
-Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, здоровыми, заботливыми…
- У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других-жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…
Задумаемся над словами Л.Н.Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитать детей, не воспитывая себя!»
Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнем его и бросим на «чашу избавления». Давайте подведем итоги нашей встречи.
-Сегодня мы с вами разговаривали на тему «Способы разрешения конфликтов в семье». Как вы считаете, бывают ли, не разрешаемые конфликты?
Что можно и нужно сделать для того, чтобы конфликты в семье не происходили, или если и происходили, то мы находили бы решение?
Обсуждение, ответы родителей