Опубликовано 08.06.2017г.
Капустина Анна Александровна Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №146»,
г. Иваново
Родители нередко обращаются к психологам и специалистам-педагогам с вопросами музыкального воспитания детей. Большой интерес, который проявляют родители к этой области воспитания, понятен: всестороннее и полноценное развитие человеческой личности включает и эстетическое развитие. Искусство существует не только для профессионалов, но и для любого человека, какова бы ни была его специальность. Искусство обогащает духовный мир человека, углубляет и облагораживает его чувства, вдохновляет на хорошие, добрые дела.
По сравнению с другими видами искусства музыка имеет свои особенности. Часто говорят, что музыка – язык чувств. Действительно, музыка обладает огромной силой воздействия на человека и вызывает у него соответствующий эмоциональный отклик. Музыка сопровождает человека всю жизнь, становится частью его быта, поэтому важно, чтобы ребенок с самых ранних лет начал приобщаться к музыкальной культуре.
Чаще всего родители задают вопрос: как определить, есть ли у ребенка музыкальные способности, стоит ли его учить музыке и можно ли развивать музыкальные способности? Ответ на этот вопрос зависит от того, ставится ли родителями цель сделать ребенка профессиональным музыкантом или музыкально культурным человеком, которому доступно понимание музыкальных произведений. Для решения первой задачи необходима ярко выраженная музыкальная одаренность, для решения второй – достаточно обычных способностей.
Что же является основой музыкальности, какие признаки говорят о том, что ребенок музыкален? Понятие музыкальности включает в себя различные способности, отличающиеся друг от друга. Есть способности, которые необходимы для творческой, композиторской деятельности, другие – для исполнительской. Для музыкального критика и музыковеда, кроме понимания музыки и внутренних законов ее построения, необходима способность выражать словами впечатление от нее.
Но есть основные музыкальные способности, без которых вообще невозможна никакая музыкальная деятельность. Это способности:
1) воспринимать и воспроизводить мелодию, т.е. определенную последовательность звуков, образующих единое музыкальное целое;
2) воспринимать звуки внутри этого целого как связанные между собой, слаженные, организованные. Некоторые звуки внутри этого целого звучат как-то особенно устойчиво и на них можно закончить песню, другие – неустойчивые - стремятся к этим устойчивым, опорным звукам. Способность чувствовать, куда тяготеет звук, чувствовать законченность или незаконченность мелодии называется « ладовым» чувством;
3) воспринимать соотношение длительностей звуков мелодии. Из звуков одинаковых и разных длительностей образуется «ритм» мелодии;
4) воспринимать одновременные звучания, т.е. «гармонию». Гармоническое чувство проявляется в умении петь вместе с другим певцом или музыкальным инструментом в «тон» и различать качество одновременных звучаний.
5) Наконец, обладающие тонким и развитым музыкальным слухом должны чувствовать правильность или неправильность музыкального сопровождения песни (будь то голос или инструмент).
Музыкальные способности являются способностями «специальными». Но их нельзя оторвать от общих психических свойств личности и от условий, влияющих на ход развития, особенно в детстве, когда ребенок необычайно восприимчив ко всем воздействиям окружающей действительности.
Возрастные особенности музыкальных проявлений детей и характер их деятельности вызывают необходимость определения последовательности формирования соответствующих задатков. Музыкальность детей – это комплекс способностей, включающий интерес к музыке, ее сопереживание и достаточно развитый слух.
Слух ребенка развивается особенно быстро в течение первого года жизни. Уже в первый месяц после рождения ребенок поворачивает головку в направлении звука, постепенно он начинает различать голос матери и голоса других людей, окружающих его, и даже различать ласковые и строгие интонации голоса. Ученые проверяли методом выработки условного рефлекса, что малыши уже на третьем месяце жизни правильно реагируют и отличают крайние звуки интервала октавы, а к семи месяцам многие могут различать тон и полутон. С возрастом у ребенка повышается и острота слуха, и чувствительность к различиям между звуками. Детей в раннем возрасте вначале привлекают главным образом звуки, различные по окраске, по тембру. Малышам доставляет большое удовольствие, когда, например, в одной погремушке постукивают и пересыпаются горошины, в другой что-то звенит. Позже дети сами начинают извлекать разные звуки, стуча по столу, по клавишам игрушечного металлофона или ксилофона, бьют в барабан, бубен и т.д. За обеденным столом, вдруг заметив, что посуда звенит по-разному, они начинают постукивать ложкой по тарелке, блюдечку, стакану, прислушиваясь, как оно звенят. Отбивая дробь на барабане, маленькие дети находят и сами создают ритмы, а ритм уже один из основных элементов музыки.
Уже в первые месяцы жизни плясовой напев одновременная активизация телодвижений малыша вызывает у него оживление, выразительную мимику, а неторопливая, несколько монотонная колыбельная песня постепенно успокаивает его, что свидетельствует об эмоциональном отклике.
В первые годы своей жизни ребенок находится главным образом в семье. От окружающих его взрослых требуется прежде всего охранять слух ребенка от вредных воздействий. Резкие сильные звуки (включенные все время радио или телевизор, крик, шум) вредно отражаются на слухе, влияя на его остроту и чувствительность к оттенкам звука.
Охранять надо и голос ребенка. Важно понимать, что голосовой орган ребенка очень хрупок. Детская гортань меньше гортани взрослого, голосовые связки также отличаются меньшими размерами. Напряженный крик, слишком громкое пение пагубно отражаются на развитии голоса и нарушают дыхание.
Во время игры 2-3хлетние малыши часто начинают напевать, иногда вполголоса, без слов, иногда какими-то своими словами. Такая «песня» состоит подчас из одного только звука. Ритм песни большей частью совпадает с ритмами, какие ребенок выбивает на барабане или на каком-либо другом инструменте. Музыка и пение в этом возрасте большей частью связаны с движением (покачивание, приплясывание). Как пение, так и движения отражают обычно настроение ребенка, которое он вкладывает в «сочиняемое» им – песенки и танцы.
Взрослые должны поощрять это «непроизвольное творчество», включаясь в этот творческий процесс – через некоторое время спеть ребенку «его песенку». Это закрепит мелодию в сознании ребенка и может повести к развитию и обогащению ее при повторном исполнении.
Ребенок, посещающий детский сад, получает систематическое музыкальное воспитание. Малыши организованно маршируют, бегают, пляшут под музыку. Нередко движения ребят носят изобразительный характер и являются уже до некоторой степени инсценировкой. Например, дети поют песню «Цыплята» и подражают движениям, характерным для них: подскакивают на корточках, машут руками, делают вид, что клюют; в песне «Лошадка» изображают всадников и т. д. Такие игры развивают воображение ребенка и произвольность движений под музыку.
На музыкальных занятиях дети обычно с большим интересом, вниманием, иногда даже с увлечением слушают новую песню, исполняемую преподавателем. Старшие дошкольники активно участвуют в беседе, которая следует за показом песни. Она, содействуя созданию у детей яркого музыкального образа, способствует постепенному развитию понимания музыки, что является одной из ступеней эстетического воспитания.
При исполнении песни после прослушивания одни дети довольно правильно передают ритм песни, другие выразительно произносят отдельные ее слова. Часто дети считают, что этого достаточно для исполнения.
Темп, ритм, общий характер произведения легко усваиваются детьми, а «поймать звук» и воспроизвести его голосом им нелегко. Дети большей частью проходят четыре ступени в развитии способности правильно петь. На начальной ступени развития этой способности ребенок только произносит слова песни, он не поет, а говорит. На второй ступени наблюдаются небольшие повышения и понижения голоса, соблюдение песенного ритма. На следующей ступени голос приблизительно следует за мелодией. Наконец, на четвертой ступени дети уже достигают уже довольно точного интонирования звука.
Отсутствие этой способности на первых порах нельзя еще считать доказательством неспособности к музыке вообще. Иногда причина кроется в недостаточности развития голосового аппарата, иногда существуют помехи другого порядка. И родители ни в коем случае не должны считать безнадежным дальнейшее музыкальное развития ребенка.
Более показательна для суждения о музыкальных способностях ребенка быстрота продвижения от низшей ступени воспроизведения на более высокие. Некоторые дети в очень короткий срок добиваются значительных успехов; другие же до 3-4х классов средней школы поют недостаточно чисто.
У старших дошкольников обнаруживаются и индивидуальные различия в восприятии и исполнении песни.
Одни дети при слушании музыки особенно ярко воспринимают общий характер музыкального произведения, оно вызывает у них соответствующие чувства, что отражается в их мимике, движениях. Другие особенно внимательно вслушиваются в текст и через текст уже воспринимают музыкальное его оформление; те места песни, которые особенно нравятся детям, они поют более выразительно. Третьи более четко схватывают музыкальное строение песни, замечая характерные изменения в ходе мелодии: вступление, повторы, припев, изменения характера музыки, контрастность частей, что проявляется в активности при последующей беседе о прослушанной музыке. Четвертые особенно реагируют на ритм песни, часто сопровождая музыку или пение ритмическими движениями головы, рук, ног.
Указанные особенности восприятия можно наблюдать у детей различного уровня музыкальности.
При характеристике музыкальности надо рассмотреть и те способности, наличие которых особенно нужно ребенку для выполнения конкретной деятельности – слушания, исполнения, творчества.
Понятие музыкальности у детей в связи с их деятельностью подразумевает: способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности), исполнительские способности (чистота певческих интонаций, правильное звукообразование; пластичность, изящность движений; согласованность игры на детских инструментах), способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.
Музыкальность особенно хорошо ощущается в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, если оно побуждает к мыслям, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом ее характере.
Исполнительское мастерство присуще взрослому человеку. Но и детское исполнительство песен, танцев даже на самых первых ступеньках также может отличаться индивидуальным подчерком, т.к. ребенок стремится выразить свое отношение, свои чувства, т.е. пробует преобразовать известное ему по-своему.
Научные исследования показали, что дети способны к так называемому продуктивному творчеству. Это импровизации песенных мелодий, инсценировки музыкальных игр-драматизаций, построение легких танцев, придумывание несложных мотивов, ритмических попевок при игре на различных инструментах.
Таким образом, музыкальность рассматривается только в плане ее ведущих компонентов (эмоции и слух), сенсорных способностей (различение качеств музыкальных звуков), основных способностей (ладовысотный слух и чувство ритма), но и в связи с конкретными видами детской музыкальной деятельности.
Эмоции и слух, являясь основой музыкальности в процессе ее развития, побуждают детей чувствовать и мыслить. Средствами музыки развивается эмоциональная отзывчивость ребенка. Сопоставление самых различных музыкальных явлений способствует развитию мышления, активизации умственной деятельности.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста и развитие их способностей осуществляет музыкальный руководитель. Однако родители также не должны оставлять заботу о музыкальном воспитании своих детей. Необходимо, чтобы они продолжали интересоваться, что и как поет ребенок, какие новые песенки он выучил в детском саду, попросить спеть их. Родители должны позаботиться, чтобы дети чаще слушали хорошую музыку в концертах, в записи, по радио и телевидению. Получаемые музыкальные впечатления должны содействовать развитию музыкального вкуса у детей, т.е. способности отличать хорошую музыку от плохой. Большое значение для развития музыкальных способностей и эмоциональной отзывчивости детей имеет также музицирование в семье.
Родителям надо понимать, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарований ребенка.
В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности ребенка, как бы наивна она ни была. Очень важен индивидуальный подход к каждому, кто стремится утвердиться в своих художественных проявлениях. Он должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях. Родители должны помогать ребенку постоянно и целенаправленно, не отступая перед трудностями. И тогда успех в развитии музыкальных способностей ребенка будет обеспечен.