Опубликовано: 16.06.2017 г.
Автор: Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель
МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка» общеразвивающего вида»
г.Калач-на-Дону Волгоградская область
Цель: формирование элементарных знаний о космосе, звездах, космонавтах; о существующем в России празднике – День космонавтики посредством интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
-дать детям элементарные представления о планете Земля, о планетах Солнечной системы, об освоении космоса людьми;
-формировать представление о государственном празднике – «День космонавтики»;
-закрепить знание о том, что первым космонавтом был гражданин России – Юрий Алексеевич Гагарин;
-пояснить смысл слов «Ракета», «Космонавт», «Скафандр», «Невесомость», «Земля», «Луна», «Солнце».
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, активность, мышление и воображение;
-развивать зрительную и слуховую память;закрепить навык составления простых предложений;
Развивать речь детей;
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-формировать умение общаться в процессе совместной деятельности;
-воспитывать нравственные качества;
-воспитывать любовь к планете Земля.
Предварительная работа: беседа на тему «Космос», просмотр наглядных пособий на тему «Космос», поделки родителей и детей о космосе; рисование «Звёздное небо», аппликация «Вот летит ракета ввысь», игра «Космонавт»; чтение стихотворения В.Степанова «Космонавт».
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра
Материалы и оборудование : мультимедийная система (экран, проектор, компьютер). презентация «Космос», видео с Незнайкой, разрезные картинки для дидактической игры «Собери ракету», воздушные шарики на каждого ребёнка, стол с предметами обихода и едой, мячи, мешочки с песком.
Структура НОД:
I.Вводная часть – 3 минуты
1. Сюрпризный момент (видео №1 «Просьба Незнайки о помощи».
II.Основная часть – 10 минут.
1. Загадка о ракете.
2. Дидактическая игра «Собери картинку» (ракета).
3. Игра «Запустим ракету» (воздушный шарик).
4. Беседа о космосе.
5. Игра «Невесомость».
6.Игра «Что возьмём с собой в полёт».
7. Физкультминутка с глазодвигательной гимнастикой.
8. Загадка о Луне.
9. Пальчиковая гимнастика «Метеоритный дождь».
10. Динамическая пауза «Сбей метеорит».
III. Заключительная часть – 2 минуты
1. Итог занятия.
2. Видео №2 ««Благодарность Незнайки за помощь».
Ход НОД:
Вводная часть.
На экран выводится видео №1 «Просьба Незнайки о помощи».
-Ребята, поможем Незнайке? (да)
-Ребята, а вы вечером смотрели на небо? (да)
-А что вы там видели? (звезды и луну) (СЛАЙД №1 Звёздное небо)
-Ребята, а видны ли звёзды днём? (нет) Почему? (потому что ярко светит Солнце)
-Ребята, а вы знаете, что находится выше облаков? (космос) А хотите узнать что находиться в этой космической неизвестности? (да)
Основная часть.
-Послушайте загадку. Отгадав её, мы узнаем на чём мы туда отправимся.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться.
Лишь распустит птица хвост,
И поднимется до звёзд!
-Правильно, ракета! (СЛАЙД №2 Ракета)
Дидактическая игра «Собери картинку».
Дети собирают разрезную картинку «Ракета» .
-А хотите увидеть, как ракета взлетает в космос? (да) А запустить её сами хотите? (да)
Игра «Запустим ракету».
Воспитатель раздаёт детям надувные шарики.
-Смотрите, я надуваю воздушный шарик и зажимаю отверстие пальцами. А потом разжимаю пальцы и шарик вырывается вверх. А теперь попробуйте вы. (дети надувают и отпускают воздушный шарик) Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо.
-Учёные боялись пустить человека в космос и первыми они отправили собак. Вспомните, как их звали? (Белка и Стрелка) (СЛАЙД №3 Белка и Стрелка)
И только после их удачного полёта и приземления, в космос полетел человек.
- Скажите пожалуйста, а как звали первого лётчика космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин, если дети забыли, то напомнить). Да, это Юрий Алексеевич Гагарин. (СЛАЙД №4 Ю.А.Гагарин)
Это событие произошло 12 апреля 1961 года. И с тех пор каждый год 12 апреля вся страна отмечает праздник – День космонавтики праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.
-Ребята, в космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма, то можно моментально замёрзнуть и даже превратиться в ледышку. Кроме того, в космосе мало воздуха и обычный человек не сможет дышать. Поэтому, что надевают на космонавта? (скафандр) (СЛАЙД № 5 Скафандр)
Да, скафандр защищает человека от холода в космосе и он может в нём дышать.
-Ребята, в космосе на человека не действует сила притяжения земли, поэтому они не могут стоять на ногах, они как бы «плавают», но только не в воде , а в воздухе. (СЛАЙД № 6 Невесомость)
Игра «Невесомость».
Воспитатель показывает, как парит в воздухе воздушный шарик. как ударяется он об предметы и летит дальше в другую сторону. Так и космонавты парят по космическому кораблю.
-Ребята, космонавты в космосе не только работают, но и кушают и отдыхают. Давайте, подойдём к столу и возьмите то, что вы считаете нужным взять в полёт. (дети берут – одеяло, вилку, ложку, подушку, фрукты, печенье)
Игра «Что возьмём с собой в полёт».
-Ребята, а вот есть вилкой и ложкой в космосе не получится. Как вы думаете, почему? Это происходит из-за невесомости. Положить еду в тарелку тоже не получится, потому что она разлетится по всему космическому кораблю. Поэтому космонавты берут еду в специальных тюбиках, похожих на зубную пасту. (СЛАЙД №7 Еда космонавтов)
И на подушках спать не получится, она просто улетит из-под головы. Кроватей в космосе тоже нет. Космонавты спят в специальных спальных мешках, которые крепятся к стенкам ракеты.(СЛАЙД № 8 Спальные мешки космонавтов)
-Ну, вот, теперь вы готовы к полёту в космос. Я вас сейчас превращу в космонавтов! (Дети закрывают глаза и потихоньку кружатся )
Раз, Два, веселей
Превращаю всех детей
В космонавтов поскорей!
Чтоб галактику узнали
И побольше изучали!
Три, четыре, пять,
Будем космос изучать!
-Теперь садимся в нашу ракету и полетим в космос! (Дети садятся на стульчики, поставленные в виде ракеты в два ряда)
Физкультминутка с глазодвигательной гимнастикой.
На ракете – вверх взлетели (руки над головой в виде «крыши»)
Только слышен ветра свист
Взлёт, посадка, снова взлёт (глазодвигательные движения в
И опять наоборот. соответствии с текстом)
-Ребята, посмотрите в иллюминаторы. (СЛАЙД №9 Планета Земля)
Это наша планета Земля – мы на ней живём. Как видите – она круглая – похожа на большой мяч. Посмотрите, синие пятна – это вода – моря и океаны. Зелёные пятнышки – это леса и луга, а коричневые – это горы. Правда она очень красивая, наша планета?(да)
-А что это за раскалённый огромный шар? (СЛАЙД №10 Солнце)
(это Солнце) Да, ребята, это Солнце! Вот таким его видят космонавты в иллюминаторы ракеты. Но подлететь близко к Солнцу нельзя – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко, то можно сгореть.
-Ребята, отгадайте загадку :
Ночью по небу гуляю,
Тускло Землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня … (Луной)
-Молодцы, угадали! Что же такое Луна? Луна – это спутник нашей планеты Земля. Луна- это пустынный мир без воздуха и воды. Поверхность луны покрывают кратеры, следы от столкновения с ней метеоритов. (СЛАЙД №11 Метеоритный дождь)
(Воспитатель незаметно постукивает по столу пальцами)
-Слышите посторонний звук? (да) Это метеоритный дождь
Пальчиковая гимнастика «Метеоритный дождь»
(дети стучат пальчиками по полу сначала слабо, потом сильнее)
-Внимание! Навстречу нашему кораблю летят крупные метеориты – каменные, железные. Надо их уничтожить.
Динамическая пауза «Сбей метеорит»
(Дети берут мешочки с песком и стараются попасть в катящиеся по полу мячи, запущенные воспитателем. По окончанию игры дети садятся на стульчики).
-Ребята, вот наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад!
На одной ножке покрутись –
И в детский сад ты возвратись!
Заключительная часть:
Итог занятия.
-Ребята, понравилось вам наше путешествие? (да) Какие новые слова о космосе вы узнали? (ответы детей) А как вы демаете, если бы не было такой замечательной профессии, как космонавт, знали бы люди так много о космосе? (нет)
На экран выводится видео №2 «Благодарность Незнайки за помощь».